Были предложены беспрецедентные меры для исправления демографической ситуации, которая в России приобрела катастрофический характер.
У нас в Казахстане этими вопросами власть предержащие пока не озаботились, по крайней мере, с той мерой ответственности, какой проблема заслуживает.
И напрасно - ученые - демографы, социологи давно бьют тревогу: негативные явления в составе и качестве народонаселения страны с каждым годом нарастают…
Издавна семья считалась основой общества, его первичной "ячейкой". Именно в семье с давних пор создавались отношения и связи, которые определяли единство и крепость народа, рождались и укреплялись модели социального поведения.
А главное - семья была единственным социальным "организмом", без которого невозможно было решить важнейшую задачу воспроизводства населения, то есть, по сути - задачу существования всего общества.
Но сегодня семья, как социальный институт, испытывает серьезные нагрузки и подвергается глобальным деформациям. Ускорившийся темп жизни, резкое изменение социальных условий, успехи науки, либерализация законодательства, снижение роли традиционных ценностей и морали - все это неоднозначно сказывается на семье и, в конечном итоге - на демографической ситуации в стране.
Казахстан - очень большая страна, со сравнительно небольшим населением. Социологи и демографы давно уже бьют тревогу: по их мнению, количество населения в стране далеко от оптимального, для нормального воспроизводства и решения всех задач развития нас должно быть, как минимум, миллионов 30 - 35.
А сейчас картина такова: численность населения страны к началу 2006 года составила 15 млн. 218 тысяч человек, из которых 48,1 процента составляет мужское и 51,9 процента - женское население.
При этом 42,5 процента населения проживает в сельских населенных пунктах, остальные 57,5 процента - в городах и городских поселках. По причине малочисленности населения страны громадные пространства республики остаются неосвоенными, возникает даже сомнение в возможности полноценной защиты своей территории, случись что.
Наблюдаются изменения в соотношении мужчин и женщин среди жителей республики: на 1 января 2006 года на каждые 1000 женщин приходилось 928 мужчин.
В целом по республике общая численность мужчин за прошедшие 16 лет (1990-2005) снизилась на 7,2 процента.
За последние 7 лет наблюдается значительное возрастание, как общей численности, так и доли в обществе, молодежи в возрасте 15-29 лет (на 445,8 тыс. человек или 11,8 процента) и лиц в возрасте 45-59 лет (на 529,7 тыс. человек или на 27,3 процента).
В то же время продолжается процесс снижения общей доли молодого поколения общества (дети, подростки и молодежь, т.е. лица 0-29 лет): если на 1 января 1999 году их численность составляла 8079 тысяч (54 процента), то на начало 2006 года - 7908,9 тыс. человек или 52,2 процента. Следствием этого становится дальнейшее старение населения страны: если в 1989 году средний возраст жителей республики в целом составлял 28,5 лет, в 1999 году - 29,9 лет, то в 2005 году - 31,6 лет.
Положительные изменения в сфере демографии в последние годы есть, но они невелики. Так, общий прирост населения с 2003 по 2005 годы - 84,4 - 142,9 тысячи человек в год.
А это составляет темп прироста населения всего 0,6 - 0,9 процента в год.
Тогда как для нормального расширенного воспроизводства населения необходим темп прироста хотя бы в 2,5 - 3 процента. К тому же, на эту цифру повлияли возросшие темпы миграции населения в Казахстан - порядка 22 тысячи человек в 2005 году, а то и эта цифра прироста населения была бы ниже.
Главная проблема - в нарастающем кризисе семьи, снижении ее социального статуса. Изменились психологические и социальные приоритеты людей: семья, дети, "домашний очаг" - все это сегодня для многих людей не является безусловным приоритетом в жизни. Есть занятия и "поинтереснее", и "поважнее", например, карьера, жизненный успех, развлечения… Об этом ясно говорит и статистика: сегодня в Казахстане распадается каждый третий брак, причем такая тенденция прослеживается на протяжении многих лет.
Кризис семьи привел к снижению ответственности многих родителей за воспитание детей. Так, в 2003-2005 годах за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, к административной ответственности привлечены 15 768 родителей и лиц, их заменяющих, лишены родительских прав в судебном порядке - 4220.
Только в 2005 году в органах внутренних дел республики состояли на учете более 12 тысяч неблагополучных семей, в судебном порядке лишены родительских прав свыше 1 тысячи родителей, к 680 родителям применена такая вынужденная мера, как отбирание ребенка. К административной ответственности привлечены более 2 тысяч родителей.
Сегодня в организациях системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения республики воспитываются свыше 16 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей.
Из них отказных детей - более 3-х тысяч, подкидышей - свыше 1 тысячи, детей, чьи родители лишены родительских прав - более 5 тысяч, находятся в местах заключения - около 1 тысячи, в розыске - около 3-х тысяч, на длительном лечении - свыше 900.
В Казахстане приняты Законы "О браке и семье", "О детских деревнях семейного типа и домах юношества", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О гражданстве Республики Казахстан", "О жилищных отношениях", "Гражданском Кодексе Республики Казахстан" и другие. Они играют свою важную роль, но коренным образом изменить ситуацию не смогли.
Начиная с 1988 года, по настоящее время в республике переданы в семьи: под опеку, попечительство, усыновление, патронат - более 80 тысяч детей.
Семья, где много детей, становится редкостью в стране, особенно в городах. Как же государство, жизненно заинтересованное в росте населения, материально поддерживает такие семьи?
Многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алга", "Кумiс алга" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени; многодетные семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей (в том числе детей, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях, - после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений) имеют право на назначение специального государственного пособия в размере 3,9 месячного расчетного показателя (4 017 тенге).
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи" многодетным семьям, имеющим доход ниже черты бедности, выплачивается адресная социальная помощь на каждого члена семьи.
Размер адресной социальной помощи составляет разницу между среднедушевым доходом и чертой бедности из расчета на каждого члена семьи, установленной в областях, городах Астане и Алматы.
В июне 2005 года принят Закон Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей". Согласно данному Закону, наряду с выплатой единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка (в размере 15-ти месячного расчетного показателя), предусмотрено введение двух дополнительных видов детских пособий:
- с 1 января 2006 года - пособия на детей до 18 лет, которые будут выплачиваться семьям со среднедушевым доходом ниже стоимости продовольственной корзины. Размер пособий на детей составит 1 месячный расчетный показатель ежемесячно на каждого ребенка (1030 тенге в 2006 году);
- с 1 июля 2006 года - пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, которое будет выплачиваться ежемесячно независимо от дохода семьи.
При этом размеры пособий по уходу будут дифференцированы в зависимости от очередности рождения ребенка и составят:
на первого ребенка - 3 месячных расчетных показателя;
на второго ребенка - 3,5;
на третьего ребенка - 4;
на четвертого и более ребенка по 4,5.
Для реализации Закона Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" в 2006 году государством предусмотрено 6,5 млрд. тенге для выплаты пособия на детей, 6,3 млрд. тенге - для выплаты пособия по уходу и 4,3 млрд. тенге - для выплаты пособия в связи с рождением ребенка.
Но для полноценного существования многодетных семей таких средств, конечно, не хватает. А с учетом того, что многодетные семьи остались сегодня практически только в сельской местности, где жизненный уровень и так достаточно низок, они обречены на бедность.
Естественно, что такое существование не привлекает сегодняшних молодых родителей и малодетность, а то и вовсе - бездетность в семьях, где родителям от 23 до 35 лет, - сегодня становится нормой.
Проблему эту в один год не решить, она потребует, может быть, десятилетий и больших материальных и финансовых средств.
Но другого пути нет: балансируя на грани депопуляции, страна, в исторической перспективе, не сможет решать стоящие перед ней задачи.