Когда пьешь воду – помни об источнике

Водный вопрос поднимается в казахстанском парламенте не впервые. Проблема в том, что семь из восьми казахстанских рек являются трансграничными, причем страна находится в низовье, то есть к нам течет та вода, которую уже использовали для своих нужд в России, Узбекистане, Кыргызстане или в Китае. Директор Института географии РК Ахметкал МЕДЕУ говорит, что часть вод поступает в Казахстан уже отравленной опасными и трудноизвлекаемыми пестицидами.

Впрочем, только лишь соседей и географию винить нельзя. Как отметили на парламентских слушаниях сенаторы, среди основных проблем в области водообеспечения – загрязнение водных запасов, износ гидротехнических сооружений, коррупция и несоблюдение строительных стандартов, зависимость от трансграничных рек, несовершенство систем управления водными ресурсами и контроля за их качеством, неэффективная реализация госпрограмм по питьевой воде.

И ситуация не меняется из года в год. Как сообщил вице-министр внутренних дел РК Юрий ИЛЬИН, треть паводкоопасных населенных пунктов к весеннему половодью не готовятся. В некоторых областях деньги на разработанную МВД “дорожную карту” по предупреждению паводковых угроз не выделяются.

Выступивший на слушаниях сенатор Кайрат КОЖАМЖАРОВ подчеркнул, что на программы “Ақ бұлақ”, “Питьевая вода” из бюджета потрачено 1,2 триллиона тенге, однако по-прежнему 51 процент сельских населенных пунктов не имеет доступа к чистой питьевой воде. Это почти 2,5 миллиона человек, или 13 процентов нашего населения. Загадка для мажилисменов: почему Казахстану постоянно угрожает дефицит воды

Уйму нарушений в реализации данных программ находит и счетный комитет РК.

2,5 миллиарда тенге финансовых нарушений, 26,3 миллиарда тенге неэффективного планирования и использования государственных ресурсов, 189 процедурных нарушений – свежие данные государственного аудита в комитете водных ресурсов.

Прибавить сюда устаревшие водозатратные технологии в хозяйстве, отсутствие малых плотин – так и вовсе выходит, что сами мы в своих проблемах водных и виноваты. Поэтому который год подряд депутаты требуют, чтобы в стране был создан отдельный государственный орган, занимающийся исключительно вопросами водного обеспечения.

– Я не знаю, в каком виде этот госорган будет – агентство или специализированная организация, но это должна быть отдельная организация, которая отвечает только за эти вопросы, несет по ним ответственность и отвечает за свои действия.

Вопиющие факты привел счетный комитет – сколько мы потеряли средств, какой был ущерб нанесен. Но нет людей, которые сели за это в тюрьму, которые возместили бы этот ущерб.

Оно всё так проходит, потому что вроде как считается, что преступления по вопросам водной безопасности нашего государства не являются серьезными и можно на них не обращать внимания, – резюмировала слушания спикер сената парламента РК Дарига Назарбаева.

Сенаторы пообещали, что будут требовать от правительства создания водного ведомства до тех пор, пока оно, наконец, в стране не появится. И это не только для того, чтобы найти виноватых, но и ради развития гидрогеологии в целом. Технологии водоизвлечения в Казахстане существенно отстали от мировых. Например, по словам директора Института гидрогеологии и геоэкологии им. Ахмедсафина Малиса АБСАМЕТОВА, в мире сейчас активно используются подземные воды. В Казахстане их тоже достаточно для того, чтобы напоить половину регионов страны, но никто не занимается дальнейшей разведкой этих источников. Возможно, именно потому, что сейчас водные вопросы находятся в ведении как минимум трех министерств, у каждого из которых – свои задачи.

НУР-СУЛТАН