Несмотря на чахлые тиражи этих изданий, люди, стоящие за ними, ясно дают понять власти (основному потребителю их продукции), что махаться на этот раз они будут отчаянно.
И дело тут даже не в том, какие анти-президентские и анти-премьерские выражения опять появились на страницах этих газет, а в том, что стало понятно: мужики, спонсирующие их, сдаваться не собираются и пойдут до конца.
При этом собственно, сам "конец" их не очень-то и волнует. То ли потому, что для них уже приготовлены уютные "зимние квартиры" на Западе, то ли потому, что они надеются на то, что президент РК их наконец-то заметит, оценит и возьмет в свою команду. Естественно, предварительно выкинув оттуда врагов, которым оппозиционеры, собственно, сегодня и оппонируют. Вариант с Акежаном Кажегельдиным, конечно, не в счет. Здесь компромиссов в ближайшем будущем не предвидится. Слишком уж тут все как-то лично сложилось...
Пугалки для личного пользования
И вот, что интересно: оппозиционные СМИ пугают своих читателей собственноручно придуманной сказкой про то, что чуть ли не сам глава страны разработал план, согласно которому в будущем парламенте будут представлены только две партии: "Отан" (правящая) и Коммунистическая (оппозиционная). И это, мол, лишит большинство вменяемого населения республики возможности выдвинуть своих кандидатов в высший законодательный орган страны.
Не знаю точно, зачем они эту маловероятную сказку придумали. Вероятней всего только по причине головокружения от шальных денег от иностранных грантов и собственного непрофессионализма. Вообще же "кухонный" уровень доморощенных оппозиционеров не может не удивлять. Как и их главный лозунг "Вот уберем Назарбаева, Тасмагамбетова, придем к власти и поделим все по справедливости!" Подобная "шариковщина" была хороша в начале ХХ века, но никак не в начале XXI...
Тучи бродят, волны плещут
Впрочем, острое желание провести парламентские выборы как можно быстрее, льющееся со страниц оппозиционных газет, говорит больше о том, что некоторые олигархи и "кроты" в президентской команде все же возлагают на новый парламент принципиальные надежды. Скорее всего, они надеются с его помощью, если уж и не поменять Конституцию РК в части ограничения президентской власти, так хотя бы вызвать в стране серьезный политический кризис.
В этой ситуации не совсем понятна внезапная вялость нынешней власти в отношении нового Закона "О выборах". Удачно выпустив антиоппозиционного джина в ходе принятия Закона "О партиях", властные политтехнологи впали в удручающую эйфорию и фактически замерли на своих местах.
Но, сказав "а", - надо говорит и "б". И, тем более, "я". Суетная же "зарница", которую сегодня ведут против отдельных оппозиционных индивидуумов правоохранительные органы, - может привести лишь к политической стагнации в обществе. Стагнации, чреватой новыми материальными дозами из-за рубежа, - "в пользу непримиримых борцов с автократическим режимом".
Не знаю уж, какие думы сейчас заставляют власти не торопиться с новым выборным законодательством. Но пауза, согласитесь, слишком уж затянулась. А ведь все предельно ясно: так называемый "переходный период" в нашей стране уже заканчивается. Современная НЭП уже дала ощутимые результаты. Осталось только окончательно реформировать сельское хозяйство.
Но дальнейшее экономическое развитие страны могут серьезно затормозить "непонятки" в реформе политической. Хотя сегодня и ди-джею понятно: что парламент должен стать сугубо "партийным мероприятием"; что ему нужно передать некоторые властные функции, неэффективно используемые ныне исполнительной властью.
Это: и даст возможность персонифицировать ответственность (а значит, увеличить эффективность действий) власти; и позволит "разгрузить" президента республики от непринципиальных обязанностей, выполнение которых сегодня дает только лишний повод оппозиционерам всех видов и подвидов порассуждать о том, что "во всем виноват Назарбаев".
"Неуловимых Джо" - на свалку!
В конце концов, не в этих рассуждениях дело. Оно заключается в том, что страна уже доросла до сугубо партийного парламента. Депутаты с императивным мандатом (то есть официально освобожденные от ответственности перед своими избирателями) ныне выглядят "отрыжкой прошлого". Вы посмотрите на сегодняшний мажилис: кто в лес, кто по дрова. Чуть ли не каждый депутат, кичась своей неприкосновенной уникальностью, несет всякую чушь, пикируется с министрами, - а толку-то?
Я уж не говорю о так называемых "независимых" депутатах, которые просто превратились в "неуловимых Джо"…
Вот если бы в парламенте работали 4, 5, 6 серьезных партийных фракций, если бы они все готовили тщательно просчитанные законы и запросы, тогда бы можно было говорить об особых функциях парламента в части формирования правительства.
Сделать же для этого надо всего ничего: законодательно закрепить формулу выборов "50 на 50". То есть 50 процентов депутатов избирается по партийным спискам, 50 - по одномандатным округам. Уверяю вас, в таких условиях даже на одномандатном участке никакой "неуловимый Джо" не проскочил бы в парламент. Его бы попросту задавили кандидаты от партий. Ведь в каждой из них теперь не менее 50 тысяч членов...
Теперь о главном…
Не могу не вернуться к началу ноября и, особенно, к его 7-му числу, которое вызывает у среднего и старшего поколения казахстанцев, не только чувство ностальгии, - по тихим советским временам, - но и справедливое удивление: почему же этот день официально не отмечают? Ведь 7 ноября, - это день радости, скорби и памяти по всему тому, что случилось с Казахстаном в XX-м веке. И другого дня, чтобы вспомнить обо всем, - у казахстанцев просто нет.
Впрочем, в нашей стране вопросы истории всегда имели политический подтекст. Сначала забывались имена национальных патриотов, затем царей, потом генеральных секретарей. Теперь вот, настало время забывать Советскую власть, - со всеми ее недостатками и достоинствами.
Жизнь и смерть строек социализма
Но пока этого еще не произошло, предлагаю для примера вспомнить о том, что во времена СССР строительная индустрия была одним из флагманов советской экономики. Тогда, чуть ли не ежедневно "под ключ" сдавались новые жилые дома, школы, больницы, санатории и даже заводы.
В 90-х годах прошлого века о строительстве в нашей республике временно забыли. Стройиндустрия полетела в тартарары вместе с социализмом. Строительные тресты, специализированные проектные институты, заводы стройконструкций, - все стало закрываться со скоростью света. И все вроде бы было логично: власть тогда интересовалась приватизацией, а не производством.
Бюджет, столица, инвестиции
Впрочем, к началу написания этого материала ситуация здесь достаточно сильно изменилась, - строительный бизнес в стране внезапно ожил. И, хотя местные банки все еще стесняются инвестировать строительство, хотя наши вузы еще не готовы полностью заполнить строительный бизнес профессиональными кадрами, а действующие технические стандарты достались нам еще с советских времен, - все равно, сегодня можно говорить о том, что строительная индустрия в стране возрождается.
Государство, кстати, не сразу обратило внимание на ожившую отрасль. Ведь делить нефтяной "пирог", намного привычней. И только последний год правительство всерьез заинтересовалось развитием в стране строительного бизнеса. Бизнеса, приносящего миллионы, а могущего приносить миллиарды. Долларов.
В эти дни, когда парламент жарко обсуждает госбюджет республики на следующий год, особый интерес вызывает та его составляющая, которая касается инвестиций в строительство. Интересно же все-таки, ЧЕГО и "СКОКА" государство хочет построить самолично?
Но, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что государство все же больше занято не стройиндустрией, а решением неотложных для некоторых чиновников задач. В частности, большую часть бюджетных инвестиций в строительство намечено потратить на реконструкцию международного аэропорта и осуществление других стройпроектов в Астане.
И совсем уж отдельно в бюджете помечена статья для целевого участия столичного акимата в строительстве и приобретении жилья для госслужащих. Стоить она будет бюджету 750 миллионов тенге. Так что, добро пожаловать на госслужбу в Астану!..
Читать умеешь? Иди прорабом!
А вот о целевом расходовании госбюджетных денег на обучение специалистов строительных профессий пока в стенах парламента ничего не слышно. По всему видно, что депутатов при обсуждении бюджета ныне больше волнуют "горячие", в кавычках, темы о "спрятанных миллиардах" и "увеличении бюджетного дефицита". Вы, наверное, тоже уже заметили, что к реальной жизни и реальным проблемам парламентарии у нас относятся, как-то очень настороженно. Поэтому-то проблема подготовки кадров для стройиндустрии фактически опять "зависает" еще на один год…
Наряду с проблемами подготовки профессиональных кадров для строительной отрасли, не менее остро сегодня строит и проблема качества строительства. А, видимо, самым главным вопросом современного строительства стало то, что оно чаще всего производится с нарушением всех правил градостроительства, и без учета установленных технических стандартов. Что из этого получается, - мы видим почти ежедневно сами…
Планы без партии, - планы народа
Напомню еще раз, что правительство страны уже приступило к разработке программы развития стройиндустрии до 2010 года. Дело это, безусловно, благое и нужное. Тем более, что без собственной развитой строительной отрасли еще ни одно государство не добивалось серьезных экономических успехов.
Конечно, можно и дальше суетиться вокруг добычи углеводородов, уверяя всех, что именно от этого и зависит будущее благосостояние республики. Но, как показывает мировой опыт и небольшая история нашего независимого государства, надежды на быстрое решение всех проблем с помощью нефти, как правило, так и остаются надеждами. Особенно, на фоне политических истероидов, которые с выпученными глазами бегают по миру и кричат, что на земле, родившей их, все плохо.
Развитие же, к примеру, такого сектора реальной экономики, как строительная индустрия, обязательно принесет Казахстану и новые рабочие места, и появление новых заводов и жилых домов, и, главное, реально улучшит благосостояние многих казахстанцев во всех (а не только в трех) регионах страны.
И вот об этом нашему правительству забывать совсем не надо.