Когда на пути вам встретился реаниматолог

Между тем даму активно поддержали другие люди. Дружным хором они костерили всех “жестоких и безграмотных” докторов. Несправедливо это было настолько, что даже отвечать на такой вызов не хотелось. Решила просто рассказать о буднях обычного реаниматолога-анестезиолога Мурата АМАНБАЕВА.

Для начала процитирую пост из “Фейсбука”, с которого началось мое знакомство с доктором: “Как обычно, вечером, накануне моего очередного дежурства зашел в аптеку закупиться необходимыми препаратами… Вдруг на выходе из аптеки в обморок падает молодой парень. Сотрудники вызвали скорую. А я произвел первичный осмотр и пришел к выводу о гипогликемии (снижение в крови уровня глюкозы, необходимой для нормальной жизнедеятельности). Попросил сотрудников аптеки дать что-нибудь сладкое. Дали конфетку. Попросил продать мне несколько ампул 40-процентной глюкозы. Все это споил пареньку.

Как только он оклемался, начал сбор анамнеза. Парень оказался приезжим из Семея, студентом 1-го курса института им. Асфендиярова. Сказал, что голодал более 3 суток, и в этот же день на парах у него уже был обморок. Из универа на карете СМП был доставлен в ГКБ № 7, где ему прокапали аскорбинку и отправили восвояси. А в аптеку он зашел померить АД (артериальное давление). Также рассказал о том, что живет в хостеле, подрабатывает охранником. Денег совсем не осталось, а до зарплаты еще недельку тянуть. Жалко стало пацана. Рядом возле аптеки кафешка есть… Накормил его там до отвала и денег немного дал. Тут и скорая приехала. Объяснил всё ребятам. Они уехали, а я направился домой. Дома всё супруге рассказал. Она говорит: мол меня просто преследуют такие ситуации. На ее памяти это 12-й случай за 10 лет супружеской жизни…”. (Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены. – Ред.)

В результате оказалось, что тот молодой парнишка, которого спасал от голодного обморока доктор Аманбаев, – больше прикидывался потерявшим сознание… Просто очень есть хотел за чужой счет. Вот и всё!

– Мне потом коллеги позвонили, рассказали, что он такой умелый мошенник, не только прикидывается больным и любит покушать за чужой счет, но и разными способами деньги себе собирает, – рассказывает Мурат. – Но, даже если из 10 человек, которых мне приходилось спасать, мошенниками были 9, то ради одного по-настоящему нуждавшегося, думаю, стоит помогать и всем остальным.

Именно эти слова врача можно привести в назидание тем, кто ругает медиков – всех без разбору.

Настоящими врачами не становятся, а рождаются

– Таких случаев в моей жизни было много, – продолжает Мурат Жалгасович. – Я врач-реаниматолог, до этого был хирургом. В общей сложности – 18 лет стажа. Чуть больше года назад осенью, еще до этой пандемии, ехал вниз по улице Саина в Алматы и боковым зрением увидел, как мужчина упал в арык. Остановился, сдал назад. Смотрю, прилично одетый человек в возрасте приблизительно 55–56 лет. Сначала подумал, что он пьяный, но нет, запаха алкоголя не было. Провел первичный осмотр: мужчина был без сознания. Я приподнял ему веки, зрачки были разные, заподозрил инсульт, позвонил в “103”. До ее приезда повернул его на бок, чтобы он не захлебнулся и не задохнулся. Скорая приехала, доложил сотрудникам, всё, как видел. Человека забрали в 7-ю больницу. Еще подходили полицейские, объяснил всё им. Потом пришли ребята, сказали, что дворники, он с ними работал. Конечно, я на полчаса опоздал на работу. Заведующего отделением предупредил: мол, такой случай. Он сказал: “Молодец!”. Операций в этот день у нас не было.

– То есть, если бы рядом оказались не вы, а человек без медицинского образования, он прошел бы мимо, подумав, что пьяный в арык упал?

– Скорее всего, так. Как-то давно, когда еще институт оканчивал, зашел в магазин около Сайрана книгу по медицине купить и увидел, как напротив парень упал в эпилептическом приступе и прокусил себе язык. Я нашел ветку, кое-как разжав челюсти, вставил ее ему в рот, выпустил кровь. Прохожие вызвали скорую. Помню, ждали ее минут 40–50. Парень уже похрипывал, и я сильно боялся за него. Но сдал врачам живым, и они похвалили меня, сказали: “Скоро будешь у нас работать”.

– Интересно, а как же так вышло с тем парнем, который прикинулся потерявшим сознание?

– Его симптомы были похожи на гипогликемию. Может, он кое-что в медицине понимает. Хотя позже моим коллегам удалось пообщаться с ним. Они даже прислали мне фото его удостоверения и запись разговора с ним. Сказали, что он умелый мошенник и не только поесть за чужой счет любит, но и разными такими способами деньги себе собирает.

– Но вы же доктор, и больного от здорового отличить можете?

– Да, но в тот момент у меня не было под рукой глюкометра, чтобы определить уровень сахара в крови. Я наблюдал только клинически, по симптомам. Кстати, меня очень удивил один нюанс, у него был небольшой спазм в перифериях, что характерно для гипогликемии, симптом потемнения в ногтях, который не подделаешь. Как это у него получилось – не знаю, может, просто замерз. Но посинение ногтей как раз и бывает при низком уровне сахара. Может, на самом деле у него была гипогликемия?

Просто я сам знаю, что это такое. В студенчестве и у меня были периоды, когда я ехал в душном автобусе и падал в голодный обморок. Помню свои ситуации в сложные 90-е годы, тем более учился платно. Почти 100 долларов в месяц платил за учебу каждый месяц. Это было больше, чем зарплата в те времена. Благодаря отцу, ныне покойному, мне удалось окончить мединститут. Он был инженером-строителем, работал, не щадя себя. Это было тяжелое для семьи время.

Прежде чем осуждать кого-то, пройди его путь

– А что бы вы могли ответить той даме, которая плохо отзывается о врачах?

– Трудно сказать. Чтобы понять кого-то, нужно попробовать встать на его место. Когда человек теряет близкого, он начинает обвинять всех, кроме себя. А то, что любой человек сам ответствен за свое здоровье, этого понять никто не может или не хочет. Ведь, если заниматься своим здоровьем, то шансов не болеть будет намного больше. Психоголики: как душевные травмы влияют на здоровье

Знаете же, как люди себя ведут: едят что попало, ведут не очень хороший образ жизни, а потом приходят и начинают требовать: “Ты должен!”. Но почему я тебе должен, в чем я виноват? Я помогаю, чем могу, но я не Господь Бог. И вот это “должен!” – сильно обижает.

Процесс обучения врача и без того сложный, длительный, тяжелый. И дорогой! Как вспомню – книжки, спецлитература, которую я покупал в студенчестве. Приходилось недоедать, ходить пешком, а не ездить на автобусе, чтобы сэкономить средства на книги. А на 5-м курсе твои ровесники из других вузов уже трудоустроены, ходят по кафешкам, встречаются с девушками, а тебе некогда, ты хочешь быть врачом и штурмуешь науку! После этого подозревать врачей в каком-то "шкурничестве", как писала та дама в соцсетях, или что они отыгрываются на пациентах?! Мне кажется, это, как минимум, нелогично! После стольких лет лишений, работы за смешную зарплату мы всё же остаемся в своей профессии!

– Так почему?

– Я с детства хотел быть врачом и шел к этому целенаправленно. Мне казалось: помогать людям – это самое святое. Меня даже в школе называли хирургом. Так что в доктора идут осознанно. Да, многие отсеялись после мединститута. Кому-то повезло, уехали за рубеж и благополучно работают там. Тем, кто на родине, чуть посложнее. Я тоже неоднократно думал о том, чтобы сменить профессию, но всё равно как-то тянет. Меня радует, когда человек выздоравливает. Вот сказали, что неоперабельный – а он выкарабкался! И это неописуемо радостное событие, ради которого снова и снова идешь лечить и спасать!

Алматы