Отточенные фразы, завораживающий стиль… Батюшки, да если первокурсник способен так излагать свои в высшей степени оригинальные мысли и делать такие мощные выводы, то ему можно прямо сейчас не только выдавать диплом, но и предлагать кресло главного редактора серьезного издания. Кто же этот скромный гений? Смотрю на титульный лист, и меня начинают терзать смутные сомнения. Очень уж не вяжется уровень работы с фамилией автора, образ которого немедленно рисует память. Лобик низенький, речь невнятная… На занятиях изо всех сил старается мимикрировать со стеной. Задашь вопрос - двух слов связать не может. Встречаются в природе журналисты, у которых с устной речью плохо, а пишут блестяще. Но это явно не тот случай. Более того, при втором заходе мне начинает казаться, что где-то я уже этот текстик встречал. Причем, чем внимательнее перечитываю, тем больше кажется. Постепенно сомнения перерастают в уверенность: слямзил, подлец! С помощью Интернета животворящего находится и первоисточник - книга известного российского публициста.
Тема следующего занятия была внеплановой - плагиат. Оказалось, что молодые люди не видят в нем ничего страшного. Только двое из группы имеют собственное мнение на этот счет: им куда интереснее мыслить самостоятельно, чем заимствовать чужую логику, чужие слова. "Да ведь это все равно, что украсть шапку или пальто и спокойно носить их!", - кипятились они в пылу дискуссии. Остальные ребятки уверенно кивали на старших товарищей. Мол, будто вы не знаете, как пишутся кандидатские и докторские, сколько в инете дипломов и рефератов! Но зачем же тогда учиться, если уже есть все готовое, на блюдечке, даже пережевывать не надо? И знаете, что они ответили? Когда списываешь - вернее, скачиваешь - что-либо, то информация поневоле откладывается в мозгах. Мы долго спорили, и спор наш еще не закончен.
Плагиат - тварь подвижная, скользкая. Очень трудно поймать ее за хвост при умелых действиях плагиатора. Что им движет? Лень, неспособность мыслить? Студенты добавили "современную" причину: сегодня это делают все. И ведь они правы. Но если так, то зачем нужны все эти труды второй, а то и третьей свежести? Какая-то профанация интеллекта общества получается…