Так, по словам известного казахского поэта, философа и историка Машгур-Жусуп Копейулы (1858–1931): “До Алаш-хана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн, как уран – боевой клич. У них был уговор – бросаться на врага с этим ураном, а тех, кто не произнесет этого имени, будь он даже родным отцом, убивать, как ярого врага. С тех далеких времен остались слова: “Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим ураном стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов...”.
Казахи и сегодня в качестве второго имени величают себя детьми Алаша.
“Алаш-орда” – так называла себя и известная в народе партия казахских национал-демократов, выступавшая в годы Октябрьской революции и последовавшей затем Гражданской войны в России с требованием предоставления широкой автономии народам Туркестана.
А это уже упоминание о хане Алаше известного средневекового ученого Рашида ад-Дина: “...Тюрки называли и продолжают называть Яфета Булджа ханом и достоверно не знают, был ли этот Булджа-хан (Аолджа-хан) сыном Ноя или его внуком, но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники (буквально: обитатели степей) происходят от его рода".
И это тоже наша казахская история, замалчивавшаяся в советское время. Сегодня с обретением независимости мы вновь для себя открываем славные страницы прошлого нашего народа, не уставая поражаться героизму предков, оставивших после себя столь значимый след не только в отечественной, но и в мировой истории.
Остается добавить к сказанному, что мавзолей Алаш-хана находится в исторической местности Улытау Карагандинской области, недалеко от мавзолеев Джучи-хана, Токтамыш-хана и батыра Едиге.
Алматы