Когда и как приобщать детей к искусству

Искусство – еще один способ познания окружающей действительности. Слушая классическую музыку, маленький человек узнает, что такое гармония, рассматривая известные картины, ребенок постигает сочетания цветов и основы композиции. Знакомясь с поэзией, малыш обогащает свой язык.

Как утверждают психологи, к искусству, как и ко всему остальному, ребенка необходимо приучать. Еще совсем маленького малыша привлекают предметы разных ярких цветов, ему нравятся песни, которые поет ему мама. С самых ранних лет мы реагируем на произведения искусства. Взрослые же со временем могут научить ребенка взаимодействовать с миром искусства осознанно и получать от этого удовольствие.

О том, как органично, поступательно и с радостью приобщать детей к искусству, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с детским психологом Жанной Сафиуллиной.

 

Жанна Сафиуллина – клинический психолог, арт-терапевт. Работает с детьми и подростками с 1993 года, более 27 лет.

Первый театральный звонок

- Жанна, с чего родителям лучше начать приобщать ребенка к искусству?

- Хорошо, когда в семье изначально присутствует тема искусства. Когда ребенок растет в соответствующей атмосфере и какие-то вещи уже стали частью жизни семьи. Тогда у малыша уже есть взаимосвязь с миром искусства.

То есть начать стоит с того, чтобы ребенок мог брать пример с взрослых, перенимать их опыт. И тогда интересоваться какими-то вещами будет для ребенка органично и естественно.

- Есть ли какие-то критерии, когда лучше начать приобщать ребенка к искусству? Сходить с малышом в музей, театр?..

- В среднем начиная с 4-5 лет. Конечно, в театре ребенку сложно оставаться в статичном состоянии, и это тоже нужно учитывать, подбирая спектакль. Пусть это будет, например, знакомая сказка.

Ребенку можно рассказать, что такое звонок в театре, сцена, зрительный зал. Что мы будем хлопать, что могут быть громкие звуки. Чтобы маленький зритель их не испугался. Пусть поход состоится в игровой форме, вместе с общением и обсуждением.

Обсуждая, развиваем эмоциональный интеллект

- Что можете сказать о первом походе с ребенком в музей?

- Подготовку к походу в музей можно начать дома. Например, есть хорошая серия мультфильмов «Уроки тетушки Совы. Сказки картинной галереи». Герои знакомят маленьких зрителей с известными всему миру художниками и их картинами. Дети знакомятся с той эпохой, в которой жил и творил художник.

Важно говорить с ребенком о том, какой эмоциональный отклик вызывает у него картина, что он думает, чувствует. Для начала можно показать ребенку на своем примере, как можно об этом рассказать. Поделиться своими чувствами. Вместе с обсуждением у ребенка развивается эмоциональный интеллект.

Также важно рассказать ребенку о разных жанрах – натюрморте, портрете, пейзаже, а потом сразу вместе нарисовать картинку.

Многое зависит от интересов, предпочтений ребенка. Возможно, его заинтересует геологический музей. Для девочки подходящим вариантом может стать выставка кукол.  Например, масштабная экспозиция «Вместе навсегда» откроется 3 ноября в Государственном музее им. Кастеева. Свои работы представят кукольники Казахстана, России, Кыргызстана и Франции. Тема выставки - "Легенды Великой степи". 

Хотелось бы также сказать о том, что искусство неразрывно связано с познанием истории. Когда взрослые изучают вместе с ребенком художественные произведения, основанные на исторических сюжетах, попутно расширяется кругозор в части важных и интересных фактов из прошлого.

Знакомим ребенка с новыми правилами 

- Как лучше рассказать ребенку о правилах, которые сейчас существуют в общественный местах в связи с пандемией коронавируса?

- В первую очередь многое зависит от отношения самих родителей. Если родители сами относятся к этому осознанно и спокойно, то и ребенок будет перенимать эту модель поведения.

Один из вариантов – проиграть эту ситуацию. С игрушками, куклами, сделать какие-то маленькие маски. Поговорив с ребенком, можно слепить из пластилина героев беседы. Когда родители находятся во взаимодействии, в контакте с ребенком, намного проще объяснить какие-то важные вещи, вместе обсуждать темы здоровья, искусства и много других.

Искусство - часть познания окружающего мира

По словам алматинского преподавателя живописи для детей с 13-летним стажем Елены Махмутовой, создавая картины, дети находят контакт с внешним миром, развивают коммуникативные навыки, расширяют кругозор и границы привычного мышления.

- Живопись помогает выразить себя, свои эмоции и настроение, снять стресс и внутреннее напряжение, а иногда найти ответы на важные вопросы, - считает Елена Махмутова.

Искусство, культурные ценности - важная часть нашей жизни, и если ребенок понимает и ощущает это с раннего детства, в дальнейшем ему проще социализироваться, найти себе подходящее увлечение, познавать и осознавать свои эмоции.