Когда горят общаги, спокойно власти спят?

Вечером 15 января произошел пожар в Костанайском городском центре адаптации женщин и детей – здесь временно проживают попавшие в сложную ситуацию граждане, в основном матери с несовершеннолетними детьми.

– В одной из комнат взорвался масляный обогреватель, – сообщил “Каравану” начальник отдела занятости и социальных программ акимата Костаная Владимир Рубинский. – Хорошо, четко сработала установленная в здании пожарная сигнализация. Пожар быстро потушили, жильцы вернулись в свои комнаты.

Гораздо тяжелее приходится сегодня жильцам частного общежития в п. Затобольск Костанайского района, где пожар произошел неделей раньше. Жильцы говорят о неисправности электропроводки, комендант здания – о детской шалости. Молчит владелец, что, в принципе, понятно. Но молчат и официальные службы. Не озвучены до сих пор ни причины пожара, ни санкции, примененные к виновным. Известно лишь, что общежитие не было оборудовано пожарной сигнализацией.

В итоге шесть семей, некоторые с малолетними детьми, остались без всякого имущества. Люди выскакивали на улицу в чем были, вытаскивали из горящих комнат детей – вещи и документы сгорели у всех.

Сегодня часть погорельцев переселили в свободные комнаты этого же общежития. Часть пристроили в другом. Собственно, на этом участие общества в их судьбе закончилось.

...Это трехэтажное здание вообще мало напоминает жилое. Второй и третий этажи вовсе не заселены. На первом – комнаты, которые снимают те, кому более благоустроенные общежития не по карману. Некоторые из этих людей изо всех сил бьются, пытаясь оставаться на плаву, обеспечить семьям сколь-нибудь сносное существование. Затобольск – пригород Костаная, поэтому многие, как, например, Галина Сейдахметова, ездят на работу в город.

Галина – мать-одиночка, воспитывает двух девчонок-подростков, одна из которых с тяжелой умственной отсталостью. Работает техничкой в областной филармонии. В их комнате сгорело все – одежда, белье, документы, учебники и тетрадки младшей дочери. До пожара семья едва существовала на 20 тысяч маминой зарплаты и пенсию по инвалидности старшей дочки. Теперь о пенсии придется забыть – документы еще восстанавливать нужно.

Семья Букур пострадала меньше: там огонь не успел слизнуть все имущество. И хотя Светлана троих своих отчаянно орущих малышей вытаскивала на улицу полуголыми, часть их барахлишка уцелела. Но и эта семья, и остальные сегодня оказались в отчаянном положении.

– Пока никто к нам не обращался, – заявил заместитель акима Костанайского района Алмабек ШАМШИЕВ. Он же – председатель комиссии по ЧС при районном акимате.

– Я пыталась пробиться, думала, может, с документами помогут, – губы Галины Сейдахметовой трясутся. – Но не смогла пройти дальше вахтера районного акимата. Спасибо, на работе 25 тысяч выделили. У нас же ничего не осталось!

– Восстановление документов будет проводиться по мере обращения в общем порядке, – “обнадежил” нас Шамшиев.

И ведь в самом деле: помощь людям, пострадавшим от стихийного бедствия, в частности пожара, каким-то конкретным, общим для всей страны законом не гарантируется. Это, как ни печально, редкий случай, когда местные власти демонстрируют законопослушание с завидной готовностью. Нет закона – нет и спроса. Можно развести перед лицом людей пустыми руками и не заморачиваться.

Но ведь бывает и по-другому! В самом Костанае, например, не стали ждать каких-то общегосударственных инициатив. Проявили местную. Маслихат подсуетился, и сейчас здесь существует возможность оказывать попавшим в трудную ситуацию людям (погорельцам, оказавшимся за чертой бедности в том числе) пусть маленькую, но помощь. Разовое пособие до 70 тысяч тенге и восстановление документов – немного, но хоть что-то. В Костанайском районе нет и этого. Почему?

Местные чиновники помогать “социальным низам” считают ниже своего достоинства? Депутаты районные забыли, что “единогласное голосование” – не единственная их задача?

И вот что еще: погорельцы из общаги живут в области, где количество весьма обеспеченных бизнесменов на квадратный километр территории достаточно высоко. Среди них и те, чьи имена широко известны не только своей предпринимательской, но и меценатской деятельностью. Для них беда лишившихся имущества обитателей общаги – это не беда даже, а так, легко устранимая неприятность. Господа, помогите людям!

Они сегодня в отчаянии. Они нуждаются. И смело можете называть свой поступок модным термином “социальная ответственность бизнеса” или старым добрым понятием “благотворительность” – не суть важно. Важно, что Галина Сейдахметова, Светлана Букур и многие другие будут знать, чем накормить детей в ближайшие дни и чем укрыть их, чтобы ночью не замерзли…

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы уверены, что в Костанайской области, где работают такие очень богатые, всемирно известные предприятия, как “Иволга-холдинг”, “Зерновая индустрия”, Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное объединение и другие, найдутся неравнодушные бизнесмены, которые смогут помочь погорельцам.

Не хотим назвать их пофамильно, благотворительность – дело добровольное. Но, с другой стороны, это дело совести!

Костанай