Без йода – никуда
– Звонит Таисия Петровна из Алматы, мне 62 года, у меня зоб, врач мне назначил препарат, но я не пью гормональные, боюсь поправиться. Я ходила в поликлинику, где врач, посмотрев анализы, сказал, что вообще нецелесообразно пить лекарства в связи c возрастом, может, зоб у меня всю жизнь был?
– Если не принимать препараты вам посоветовал знающий специалист, то к тому, что он говорит, стоит прислушаться.
– Спрашивает Сергей Васильевич из Костаная. У моей сестры операция была в 1996 году на щитовидной железе, с левой стороны остался узел в третьей стадии и много мелких узлов, можно ли провести еще одну операцию?
– Вы знаете, все зависит от размеров узлов и состояния здоровья вашей сестры, в некоторых случаях повторные операции вполне обоснованны. Но тут есть целый ряд вопросов, которые врач должен решить, прежде чем направить на операцию человека, или сказать, что операция не нужна!
По телефону такие вопросы невозможно решить.
– Спрашивает Нургажи из Алматы. Как получить консультацию у эндокринолога, в частности у вас?
– Во-первых, есть районная поликлиника, где принимают эндокринологи. Если это вас по каким-то причинам не удовлетворяет, существует много медицинских центров. Я принимаю в Институте эндокринологии в Алматы по понедельникам и пятницам, в остальные дни там принимают другие квалифицированные эндокринологи. Если есть какие-то вопросы по поводу здоровья – приходите обязательно!
Когда лекарства пить, а когда – не стоит?
– Спрашивает Раушан Рахимжановна, 55 лет, из Северного Казахстана. Я недавно обследовалась в Астане, мне поставили зоб первой степени, причем внутренний. Когда приехала домой, мне местный доктор сказал, что пока можно воздержаться пить лекарства.
– Что значит внутренний? Щитовидная железа и так внутри. Очень часто бывает, что диагноз зоб ставят без достаточных на то оснований. Действительно, в вашем возрасте не стоит принимать лекарства, через пару месяцев повторите исследование: если железа не меняется, то не надо ничего применять. А если будут изменения, то дело уже не только в размерах щитовидной железы, а в ее функции, надо сдать кровь на гормоны щитовидной железы и в зависимости от этого делать выводы.
– Спрашивает Газиза. На днях была у эндокринолога, есть узел в 2,5 см, сказали, что надо срочно оперировать.
– Наличие узла в 2,5 см еще не говорит о том, что надо обязательно оперировать – это меня не убеждает. Но если у вас действительно нашли клетки опухоли, то, конечно, надо удалять, и чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.
Если запустить – можно стать инвалидом
– Меня зовут Галина Вениаминовна, у меня зоб, форма второй степени. Но вот я не пойму: гипотиреоз – это нехватка йода или, наоборот, переизбыток?
– Во-первых, нет такой “формы второй степени”. Причины гипотиреоза бывают разные, иногда это недостаток, иногда, напротив, переизбыток йода. А бывают причины, вообще не связанные с йодом. Действительно, аутоиммунный тиреоидит, гипотиреоз – это самая частая причина снижения функций щитовидной железы.
“Почему-то людей всегда интересует, что это – недостаток или переизбыток йода? Думают: если недостаток, то буду принимать йод, и все пройдет. А если переизбыток, тут сложнее, – говорит Михаил Ефимович во время минутной паузы. – Тогда как на самом деле ситуация гораздо сложнее и может быть ни с тем, ни с другим предположением не связана.
– Звоню вам из Алматы, у меня аутоиммунный тиреоидит. Врачи говорят, что узлы большие.
– Да, большой узел требует внимания, надо обратиться к доктору.
– Может, какие-нибудь травы попить, чтобы узлы рассосались?
– Вы знаете, травы при аутоиммунном тиреоидите помогают очень слабо.
– Спрашивает Галина из Акмолинской области. У меня такой вопрос: мне в 2004 году делали операцию по удалению щитовидной железы, поставили диагноз – послеоперационный гипотиреоз тяжелой степени. Я себя неважно чувствую – кожа сухая, слабость, одышка…
– Это говорит о том, что гипотиреоз – не компенсирован, надо дозу приема лекарственных препаратов увеличить.
– Скажите, при таком диагнозе я могу оформить инвалидность?
– Если при подборе доз никак не удается добиться хорошей компенсации, в этом случае – да. Но если вы плохо себя чувствуете, потому что еще не подобрали адекватной дозы, тогда инвалидность не дадут.
“Два дня назад приезжали москвичи, молодые специалисты, они говорили, что гипотиреоз – это чепуха, – рассказывает в тему Михаил Ефимович. – Подобрать лечение ничего не стоит, и вообще это не болезнь, а некое дискомфортное состояние, которое легко устраняется введением гормонов. Мы же утверждаем, что многим не удается подобрать адекватную дозу. Чуть больше доза – человек плохо себя чувствует: сердце колотится, давление подскакивает; чуть меньше доза – нет компенсации, и некоторые больные действительно становятся инвалидами...”.
Болезнь – как пороховая бочка. Может взорваться, а может и нет
– Спрашивает Зинаида Владимировна. На фоне гипотиреоза может ли появиться опухоль в груди?
– Сказать, что тут прямая связь, было бы неверно, но то, что гипотиреоз кладет дополнительную гирьку на весы этой болезни – определенно. Там, где избыточно или, наоборот, недостаточно работает щитовидная железа, мастопатия встречается действительно чаще. Но вы примерно спрашиваете так: человек идет по улице, могу я дать 100-процентную гарантию, что ему на голову упадет кирпич?
– Просто у меня много мелких кист на щитовидной железе.
– Если они маленькие, менее 1 см в диаметре, на это вообще обращать внимания не надо, потому что сама щитовидная железа состоит из таких мешочков, они бывают чуть побольше, и тогда при обследовании видятся как будто бы маленькие кисты. Большие узлы – да, требуют постоянного внимания. Сегодня более спокойное отношение к узлам, чем, скажем, было раньше. Раньше если находили узел, то сразу оперировали безо всяких разговоров. Но сейчас эти узлы в подавляющем большинстве случаев не то что не требуют операции, а даже лечения, хотя за ними надо наблюдать. И если узел подозрительный, то лучше не заставлять человека сидеть на пороховой бочке, ведь кто-то может просидеть на ней и 200 лет, а кто-то взорвется через пять секунд.
Марина ХЕГАЙ, Тахир САСЫКОВ (фото)