Об этом и многом другом в интервью с директором колледжа Аманжолом ИСМАГУЛОВЫМ.
"Я думал уходить на пенсию, но случился взлет Димаша"
– Аманжол Дюсенович, какой самый необычный подарок вы получили на день рождения колледжа?
– Вы не поверите, но к 50-летнему юбилею 50 наших выпускников прошлого года поступили в высшие учебные заведения: консерватории, университеты, институты искусств. Я когда услышал, даже переспросил: точно ли 50? Да, именно эта цифра. Для меня это – главный подарок учебному заведению от наших студентов.
– Надо же, какое совпадение! Как отпраздновали? Кто приехал поздравить родные пенаты?
– 50 лет – это уже определенный этап. Мы готовились к празднику весь год. И в то же время боялись, что из-за пандемии всё сорвется. Но педагоги и студенты старались – мероприятие получилось. Многие желающие не попали на первый концерт из-за карантинных ограничений и очень расстроились. В Центре искусств нам дали 350 мест, а желающих было много, поэтому мы повторили праздничное мероприятие. У нас в гостях был Евразийский фан-клуб Димаша Кудайбергена. Димаш тоже хотел приехать, но он сейчас в Китае, на карантине. К сожалению, из-за сложностей с дорогой не получилось прилететь и у выпускницы музколледжа, оперной дивы Светланы Касьян. Но наши дорогие выпускники прислали свои видеопоздравления колледжу. И, конечно, большой труд: мы издали к юбилею книгу о музыкальном колледже на 3 языках. Будем дарить иностранным гостям. Благодаря успеху наших выпускников мир наблюдает за Актюбинским музыкальным колледжем. Я по счету шестой здесь директор, работаю уже 13 лет. И думал уходить на пенсию, но, когда произошли такие события, силы появились. Я понял, что могу быть еще полезен.
– Под "такими событиями" вы имеете в виду мировой успех Димаша?
– Да, Димаша, Светланы Касьян и другие победы наших студентов на мировых конкурсах. Мы, конечно, тогда не могли предположить, что Димаш станет мировой звездой. Когда он пел на экзаменах, я боялся, вдруг сорвет голос. Он начинает брать верха – я останавливаю: "Пятерку получил? Свободен!". И преподавателям говорил, чтобы не надрывали связки студента. А они улыбались и говорили, что у него беспредельные возможности голоса. Потом как-то прислушался: он берет ноту выше и выше... Я сижу и боюсь, что сейчас сорвется голос, а он не срывается!
– Российский артист Максим Галкин сказал, что у Димаша самое главное – не 5 его октав, а то, "что он ходит по этим октавам туда-сюда, как дельтаплан летит".
– Мир всегда тоскует по талантам, и создается ощущение, что это мать-природа подарила миру Димаша. Наш ангел – чистый, правдивый, без фальши, так сказать, без понтов. Поклонники ездят за ним по всему миру. В Японии Димаша приветствовали на казахском языке. Во время пандемии наш земляк направил в Актобе несколько КамАЗов с продуктами, медоборудование для столицы. Это феноменально, как он превращает поп-музыку в классическую! Где бы он ни был, всегда упоминает наш Актюбинский музыкальный колледж. И наших композиторов возит на свои выступления и открывает их имена миру.
Когда Димаш выступал в Кремлевском дворце, я приехал по приглашению, и меня посадили на самое видное место, за мной сидели все российские звезды. Димаш вышел на сцену и говорит: "Прошу поаплодировать директору моего колледжа, который так много в меня вложил".
Для меня это было неожиданно – 6 тысяч человек аплодируют мне стоя и кричат: "Браво!". Я даже разволновался, не знал, что сказать.
"Нам тоже нужны и оперный театр, и симфонический оркестр"
– Музыкальный колледж можно назвать трамплином, после которого выпускники уже отправляются в большое плаванье. Наверное, все-таки мало кто остается на родине?
– Наш педагогический коллектив постоянно омолаживается, есть выпускники, которые заканчивают консерватории, университеты и возвращаются в родной колледж преподавать. Да, здесь талантам тесновато. Как говорил наш выпускник Мирас Бекжанов: "Здесь нет оперного театра, больших концертных площадок, я чувствую, что могу сделать больше, поэтому поеду в Алматы". Сейчас он известный эстрадный певец. Я высказывал свои пожелания министру культуры и акиму области. Поскольку наш колледж приобрел мировой статус благодаря звездным выпускникам, уже необходимо типовое учебное заведение, которое бы соответствовало всем стандартам. Нам нужно расширяться. Мы же хотим стать миллионником, значит, в Актобе должны быть консерватория, оперный театр, симфонический оркестр. Для этого нужно приобретать музыкальные инструменты, а они очень дорогостоящие. Скажем, самый лучший концертный рояль стоит 85 миллионов тенге. Если нам построят новый корпус, это здание станет музеем, брендом нашей страны! Туристы будут приезжать на родину Димаша – вот и развитие туризма! И это надо делать очень быстро, пока наш земляк на пике славы.
– Казахстанские таланты сегодня рулят в конкурсах, в сферах искусства: Рухия Байдукенова покорила "Славянский базар", Иманбек взял "Грэмми", режиссер Айсултан Сеитов работает с Голливудом. И много еще кого можно перечислять. Что это за явление?
– Венгерский музыковед Никша Братош сказал: "Казахстан – это азиатская Вена и Италия, счастливо слитые воедино". Талантов у нас в стране всегда было очень много, просто не было соцсетей. Мы – поющая нация, страна. Начиная с музыканта Амре Кашаубаева, который первым появился на парижской сцене с домброй в руках. Сейчас в мире стало модным петь на казахском языке, это уже такой тренд. И в сельских районах сколько талантов! Но у них нет возможностей, поэтому нам нужно создавать условия для развития творческих способностей молодежи.
Три человека на место
– Как-то в интервью педагог Марат Айтимов мне говорил, что сейчас все хотят петь. У вас большой конкурс на певческое отделение?
– В этот раз на 7 мест вокального отделения был 21 желающий. Поступают самые талантливые. На протяжении года проводим профориентационную работу, преподаватели прослушивают, отбирают и готовят абитуриентов. В этом году набрали 81 учащегося.
К нам уже из дальнего и ближнего зарубежья пишут, хотят учиться там, где Димаш.
Жаль, что мы не можем принять всех талантливых молодых людей, потому что база колледжа не позволяет. И обучение для государства очень дорогое. В год один студент обходится бюджету в 1,2 миллиона тенге. У нас и групповые занятия, и индивидуальные. С 1 студентом занимаются 6–7 преподавателей. Может, поэтому такое качество знаний. Это стандарт обучения еще советского периода. Никто в мире не мог обогнать советское образование. Не просто 40 минут прошло – спасибо, до свидания, все по домам. У нас проводятся дополнительные занятия, по выходным собираются педагоги и студенты. Это учебное заведение, где нужно работать сердцем и душой. Больше всего идут на пение и домбру. Если уже все места заняты по этим специальностям, предлагаем студенту поступить на другую специальность: дирижерское отделение или социально-культурной деятельности. Также мы открыли отделение гобоя и хореографии.
"Переживаю, когда дети поют на свадьбах"
– Раньше все шли на экономистов-юристов, а сегодня востребованы творческие профессии. Актюбинская молодежь идет в музыкальный колледж, потому что видит успехи звезд, бывших выпускников, и хочет также блеснуть?
– Не только. Повышается и статус педагога. Работая учителем, можно хорошо зарабатывать. Сегодня преподаватели получают по 300–400 тысяч тенге и больше. Каждый год будут добавлять по 25 процентов. Казахстан стал перенимать опыт ведущих стран, где достойно платят преподавателям, врачам и военным. В сложные девяностые уходили педагоги из музыкального колледжа, не было вообще наборов, зарплату задерживали месяцами. Когда я пришел сюда работать 13 лет назад, было всего 170 студентов. Основоположник нашего колледжа – аксакал, наш духовный отец Каиргали Кожанбаев. Он пригласил работать выпускников из ведущих вузов Казахстана и России. Все коллеги вспоминают, какой он был понимающий директор. Талантливая молодежь продолжает начинания Каиргали Усенгалиевича. Я всегда говорю своим педагогам, что от качества нашей работы зависит духовное состояние общества.
Некоторые до сих пор считают, что музыканты – люди легкомысленные. Хотя деятели искусства – это ведь и есть образец культуры. Оперный тенор Зураб Соткилава говорил: "Дети на бумажных самолетиках улетают гораздо дальше, чем взрослые на "Боингах". Детская мечта – сильная вещь. Все поют в детстве, но кому-то бог дает талант, а кому-то – нет. Я тоже всю жизнь занимаюсь музыкой, но пою только для души и не смогу выйти на большую сцену. Родители должны создавать условия: пусть ребенок поет, рисует, танцует.
Но я переживаю, когда таскают по свадьбам поющих детей. Голос – хрупкий инструмент, который нужно беречь. А жажда заработка у взрослых может погубить талант ребенка.
Елена РЫШКИНА, АКТОБЕ