Код в мешке: как "Казахтелеком" "доит" малый и средний бизнес

Платят фабрики, платят торговцы

Маркировка товаров – инициатива государства, внедряемая АО “Казахтелеком”. Ее уже протестировали на табачных изделиях и сейчас обкатывают в качестве пилотов для фармпрепаратов, алкогольной и молочной продукции.

Как это работает? Предприниматель из Усть-Каменогорска Владимир БЕРДНИК пояснил логистику на примере сигарет. Маркировка представляет собой штрих-код Data Matrix в форме квадратика или прямоугольника, где “зашита” информация о производителе товара, дате выпуска, сроке годности, составе и т. д. Комплект оборудования включает термоструйные или лазерные принтеры, материал, которым наносится рисунок, например, краска или пластик. А также программное обеспечение. Конвейер движется – наклейка с кодом наносится на каждую сигаретную пачку, каждый блок, каждую коробку с блоками. Готовый товар отгружают дистрибьютору, тот в соответствии с налоговым законодательством в тот же день отмечает в электронном виде акт приема-передачи. Дальше точно так же владелец розничной точки со своей ЭЦП принимает на единый склад упаковки с сигаретами, отмечает акт день в день. И затем пропускает каждую сигаретную пачку через сканер, чтобы подтвердить в электронной базе ее легальность.

– Грубо говоря, убрали акцизную марку, ввели датаматрикс-код, – пояснил предприниматель. – Мы участвовали в пилотном проекте по сигаретам и расчеты смогли сделать именно по этой позиции. Производителям, табачным фабрикам, только в оборудование придется вложить сотни миллионов тенге. По сравнению с ними затраты магазинов “у дома” небольшие – 200–300 тысяч тенге. Но у правительства в планах не только ведь табачные изделия, они хотят дальше маркировать алкогольную и молочную продукцию. А это потребует нового оборудования.

По подсчетам руководителя восточноказахстанского молокоперерабатывающего ТОО “Эмиль” Анны АБЕРЛЕ, при переходе на маркировку только разовые инвестиции, на само внедрение, потянут на 200 миллионов тенге. А еще необходимо учесть операционные расходы – установку терминала сбора данных, прием в штат айтишников, кладовщиков, экспедиторов. В ходе пилота по молочке компания провела калькуляцию каждого этапа процесса – от старта до финиша. И получила “отличный” результат в виде роста отпускных цен со склада на 29 процентов! Ключевое здесь – со склада. Свои накрутки должна еще сделать торговля.

По словам Владимира Бердника, чтобы магазин мог реализовать промаркированную молочную продукцию, ему тоже нужно оборудование – сканеры, программное обеспечение, дополнительные расходы на Интернет. Нужен в штате специалист IT. Цена вопроса – миллионы тенге.

Как и в случае с табачными изделиями, владелец торговой точки обязан день в день подтвердить в электронном виде акт приема-передачи молочки. То есть затратить дополнительное время, дополнительные усилия. Плюс должен каждую единицу продукции подтвердить через сканер в системе маркировки и прослеживаемости товара (МПТ).

– Безналичные расчеты забирают 2,5 процента, налоги – 3 процента, – пояснил предприниматель. – Никто не отменял зарплату персоналу и оплату коммунальных услуг. Если сейчас в магазинах “у дома” маржа на молоко составляет минимум 10 процентов, то с учетом маркировки, со всеми накрутками продукт вырастет в цене на 50–70 процентов. Кому нужно такое молоко? У людей покупательская способность низкая, многие покупают только самое необходимое.

Ищи, кому выгодно

В начале сентября палата предпринимателей Восточно-Казахстанской области организовала на своей площадке встречу предпринимателей с представителями госструктур. Позиция последних звучала примерно так: республика в рамках ЕАЭС обязалась ввести маркировку, в России и Беларуси она уже действует, система защитит внутренний рынок от некачественного импорта, контрафакта.

– В стране 2 табачные фабрики, они полностью закрывают спрос на сигареты, импорт составляет всего 10 процентов, – привел данные Владимир Бердник. – Та же ситуация по молоку: на 92 процента ассортимент составляет продукция местных предприятий, ввозится всего 8 процентов. Если в стране есть проблема с контрафактом, вины магазинов в этом точно нет. Не нас надо наказывать – наведите порядок на таможнях!  Для чего в Казахстане нужна маркировка товаров объяснили в ЦРЦЭ

В августе владельцы небольших торговых точек “у дома” в Усть-Каменогорске устроили флешмоб – продемонстрировали несогласие с лоббированием маркировки. В областной палате предпринимателей решили всё увидеть своими глазами и выехали на участвующее в пилоте по молочке производство ТОО “Эмиль”. АО “Казахтелеком” как раз провело здесь испытательный запуск оборудования.

– Мы посмотрели процесс и убедились, что в существующем виде он будет серьезно тормозить производство, – рассказал директор палаты предпринимателей ВКО Кайрат МАМЫРБАЕВ. – Оператор с помощью сканера определяет и отсеивает брак. Но оказалось, что Data Matrix-коды расположены в разных местах на упаковках, иногда и по 2 кода на одной упаковке. Были моменты, когда маркировка на конвейере обрезалась. В целом мы сочли результат неудовлетворительным, “сырым”.

По словам руководителя молокозавода Анны Аберле, ни на одном предприятии, принявшем участие в пилоте, не получили положительный результат. Более того, сложилось впечатление, что у самого правительства нет четкого понимания, для чего эта новация, что она даст.

Если с электронными счетами-фактурами, сопроводительными накладными на товары или web-кассами всё более-менее понятно – они делают бизнес прозрачным для налоговиков. То по отношению к маркировке здравых аргументов нет. В министерстве сельского хозяйства, например, ссылаются на желание защитить казахстанцев от сомнительного импорта. Но для этого у государства уже есть необходимый арсенал – таможенный контроль, электронные базы данных. Используйте, проверяйте, пресекайте. Бизнесу маркировка точно не нужна.


Фото Виктора ВОЛОГОДСКОГО

– Любой магазин, который будет делать накрутку меньше 30–35 процентов, – нерентабельный, его можно закрывать, – высказал мнение Владимир Бердник. – И меньше надбавку не поставишь, потому что маркировка – большие накладные расходы. В итоге государство получит рост цен и целый сегмент разорившегося семейного бизнеса. Потому что маленькие магазинчики – это, как правило, семейный бизнес. Останутся только крупные торговые сети.

Единственный, кому проект реально выгоден, по словам предпринимателя, это Казахтелекому. Компания получит возможность заработать на поставках оборудования и программного обеспечения, плюс ей будет капать по 3,5 тенге за каждый промаркированный экземпляр как оператору.

Сейчас в региональной палате предпринимателей решили создать рабочую группу и вместе с Молочным союзом Казахстана обсудить в минсельхозе вопрос цены. Здесь убеждены: не надо навязывать бизнесу то, что ему невыгодно!

Если же государство все-таки не откажется от идеи, бизнес-сообщество планирует рекомендовать интегрировать систему маркировки в действующие электронные системы счетов-фактур, виртуального склада и сопроводительных накладных на товар. Кроме того, в палате намерены направить все расчеты в министерство торговли, министерство сельского хозяйства, центральный аппарат НПП “Атамекен”, а также АО “Казахтелеком”. Пусть там посмотрят цифры. И хорошо подумают.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК