– Из глубины веков через предания дошли до нас сведения о струнно-смычковом сазгене, о казахской арфе – адырна. Известна легенда о создании инструмента жетыген (жеты – семь, ген – струна, голос). В лютую зиму, в годину тяжкого бедствия – джута – умерли у аксакала поочередно все семеро его сыновей. В память о каждом старик натягивал на деревянную колоду струну из конскиго волоса и играл кюй печали и утраты. Под натянутые струны подставляли асыки – бараньи косточки, передвижением которых производилась настройка инструмента.
Струны из конского волоса были и на прародителе домбры и кобыза – шертере. На нем играли как щипковой техникой, так и смычком. Широкое распространение в XIX веке имела продольная флейта – сыбызгы. В тростниковой трубке длиной 50–70 см делали 3–4 отверстия. С помощью техники передувания сыбызгши извлекал 20–25 тонов. Шипящий звук разбивающегося о край трубки воздуха, горловой призвук исполнителя и обертоны самого инструмента придавали звуку непривычную для европейского уха окраску солнечного марева и шуршания ветра с песком.
С древности казахские шаманы – бахсы – использовали для своих священнодействий определенный набор инструментов: асатаяк – деревянный посох с металлическими коваными пластинами, дангыру – бубен с металлическими подвесками. Главным же инструментом бахсы был кобыз. По преданиям его создателем считают человека, осмелившегося искать бессмертие – легендарного Коркута, жившего в VIII–XI веках. После странствий по свету и возвращения к родным берегам реки Сырдарьи он выдолбил инструмент из ствола прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть затянул кожей принесенной в жертву верблюдицы, а верхнюю, чашеобразную, оставил открытой. Две струны кобыза изготавливались либо из конского волоса, либо из верблюжьих жил. Соответственны и названия – кыл-кобыз, (кыл – конский волос) и нар-кобыз (нар – одногорбый верблюд). Позднее также делали инструменты с металлическими струнами – жез-кобыз. А внутри, как на асатаяке, бахсы подвешивали металлические пластины. Играли лукообразным смычком из конского волоса, длина которого – 70 сантиметров – определяла размеры смычка. Нар-кобыз был вдвое больше, со струнами из верблюжьих жил, и звучал в более низком регистре. Прикосновения к струнам ногтями или подушечками пальцев при игре создавали богатое обертонами неповторимое звучание, подобное поющим на ветру пескам барханов.