В свою очередь, книжный рынок сегодня старается всячески отвечать покупательскому спросу. И, видимо поэтому, полки книжных магазинов мог повергнуть в ужас тех, кто ищет хорошую литературу, отечественные новинки или мировую классику.
Начать, наверное, стоит с того, что в Таразе на сегодняшний день не так уж и много книжных магазинов. Наиболее известны горожанам "Букинист" и по одному магазину от издательств "Атамура" и "Шерхан Муртаза". К этому стоит добавить книжные развалы на Центральном рынке и несколько газетных киосков.
Во всех этих торговых точках, предлагается литература, рассчитанная на неразборчивого, ленивого или мающегося от скуки читателя: сонники, пособия по гаданию на рунах, картах игральных и таро, сборники анекдотов и тостов на все случаи жизни, лечебные справочники и так называемая эзотерика.
Причем, все это пользуется живым интересом у горожан! А для маленьких читателей - сказки народов мира (в плохом переводе и с множеством ошибок, зато с хорошими иллюстрациями), комиксы и полное собрание "Гарри Поттера". В последнее время появилось несколько книг российских авторов, являющихся адаптированным переложением популярных историй о мальчике-волшебнике.
А где же замечательные произведения классиков детской литературы Вениамина Каверина, Николая Носова, Константина Паустовского? Где сказки Бажова? Там, где их бережно сохранили любители книг - в государственных и частных библиотеках.
Пять лет назад я зашла в один из книжных магазинов и спросила сборник стихов Мандельштама. Продавец посмотрела на меня как на больную… А недавно в магазине издательства "Шерхан Муртаза" я все-таки приобрела сборники стихов Ахматовой и детективных рассказов Брэдбери.
Да, сегодня можно купить классику, но какую - эротические стишки Пушкина с неприличными иллюстрациями. Эта книга стала наглядным примером того, как издатели идут на поводу широких масс - прекрасная пушкинская поэзия сегодня не в чести, зато о таланте величайшего русского поэта потомки судят по гениальным строкам "Царь Никита жил когда-то…". И мало кто из тинэйджеров может вспомнить самые известные пушкинские строки "У лукоморья дуб зеленый".
Как-то я с дочерью посмотрела голливудскую экранную версию "Графа Монте-Кристо". Она ни на минуту не оторвалась от экрана, и когда появились завершающие титры, выдохнула: "Здорово!". А я сделала вывод: "Хорошо, но книгу переврали невероятно", и сняла с книжной полки два пухлых тома романа Дюма. Так вот девочка и до этого много читающая, правда в основном детскую литературу, буквально проглотила произведение французского романиста.
Увы, сегодня подростки читают мало, даже в рамках школьной программы, которая в последнее время обходится небольшим перечнем обязательной для чтения литературы.
Конечно, не в каждом доме имеется обширная библиотека, включающая в себя всю необходимую для школьника литературу. В этом случае на помощь приходят библиотеки. Сегодня их в городе 7: центральная библиотека им.Абая плюс 4 филиала-книгохранилища; центральная научно-техническая библиотека, библиотека им.Ч.Уалиханова.
Сюда можно приплюсовать школьные и вузовские библиотеки, где школьники и студенты могут взять любую книгу. Для тех, кто в библиотеки не ходит, некоторые книготорговцы устроили прокат книг. В качестве залога читатели оставляют удостоверение личности.
Я хорошо помню время, когда в сельской библиотеке могла посидеть и почитать книгу, взять ее с собой, чтобы потом вернуть. Но такие времена прошли, и теперь каждый желающий взять ту или иную книгу на время, тоже должен оставить в залог удостоверение личности.
- Это вынужденная мера, - объяснила мне директор городской централизованной сети библиотек Анна Ким. - Мы должны иметь гарантию, что книга будет возвращена, а другого способа пока нет.
Действительно, выясняется, что не слишком порядочных или просто безответственных людей больше, чем иных, а книги сегодня стоят недешево. Особенно ценны издания прошлых лет, выполненных гораздо лучше, чем нынешние. Впрочем, дороги и новые книги, поступающие в библиотечные фонды, являющие обязательными для изучения в рамках школьной и вузовской программ.
А что читают взрослые? Домохозяйки охотно изучают лекарственные справочники и псевдомедицинскую литературу, тоннами поставляемую на книжные прилавки, женские романы и детективы. Мужчины предпочитают боевики и те же детективные истории, но более серьезные (читай, кровавые). Произведения эти, что и говорить, тоже выручают тех, у кого в жизни что-то не складывается - можно с головой окунуться в чужую историю, отвлечься от реальности.
Но не хватает в этих книгах чего-то, нет той изюминки, настроения, которое остается в результате прочтения романов Толстого, поэзии Пушкина, Лермонтова, произведений Абая, Ауэзова.
Может, от этой неудовлетворенности и тянется нынешней читатель к ярким томикам литературного ширпотреба, изрыгаемого современными издательствами? Причем за этими яркими брошюрами остаются незаметными новые книги современных казахстанских писателей, оставшихся сегодня на обочине литературной жизни страны. Нет, конечно, молодых одаренных писателей в стране много. Их поддерживают в основном общественные фонды "Сорос-Казахстан", "Мусагет", учат писать, вселяют веру в будущее. Пройдя обучение в мастер-классе фонда "Мусагет" молодые и не очень писатели либо полностью посвящают себя литературе, либо находят иную стезю, например, журналистику. Таразские поэты и писатели время от времени собираются вместе, именуя эти встречи заседаниями литклуба "Оазис".
И здесь ясно просматривается ситуация с литературой, сложившаяся в Казахстане. Не могу отрицать, что в стране уделяется значительное внимание развитию и становлению казахстанской литературы. Но если проследить, как на местах проводится отбор участников республиканских литературных конкурсов, то можно понять - становление отечественной литературы имеет все тот же пресловутый субъективный и завуалированный характер. О том, что конкурс объявлен, знают лишь единицы, а самих участников отбирает департамент внутренней политики. В итоге авторы, подающие большие надежды и имеющие признание читателей не только в городе, области, но и за пределами Казахстана, остаются непризнанными на своей родине.
Нет, конечно, есть исключения. Благодаря своему таланту получил широкую известность алматинец Илья Одегов. А поэтессу из Усть-Каменогорска Альфию Макаримову знают в России. В Казахстане это имя известно лишь узкому литературному кругу писателей и почитателей ее огромного таланта.
Вывод напрашивается сам собой - власти на местах поддерживают нескольких "своих" писателей, а казахстанские издательства не заинтересованы в произведениях отечественных авторов, так как не уверены в том, что данный продукт будет иметь спрос у потребителя. Как ни крути, но книжный рынок ничем не отличается от любого другого рынка. Но у нас сложилась парадоксальная ситуация, когда на полках книжных магазинов нельзя найти и новых казахстанских детективов. Неужели их не пишут? Пишут. Но и здесь издатели не торопятся брать произведения в разработку, предпочитая переиздавать проверенных российских производителей популярного чтива, либо зарабатывать деньги на амбициях богатых графоманов, возомнивших себя великими поэтами. Случай с "поэтом" Беляевым - яркий тому пример.
Один мой знакомый показал мне свои детективные рассказы, которые я прочитала и поняла, что они имеют право быть изданными для широкого круга читателей.
- Что ты намерен с ними делать дальше? - спрашиваю.
- Пока ничего. Денег на издание у меня нет, меценатов тоже не найдешь. Буду писать дальше, может, кого заинтересую.
Прошло уже больше года, рассказы решились опубликовать только местные газеты. Издатели и меценаты молчат.
И ни разу имя этого талантливого во всех отношениях человека не было включено в списки участников республиканских литературных конкурсов, лауреатами которых становились другие писатели, учитывающие в своих произведениях конъюнктурные нюансы.
Причем тут классика, спросите вы, если разговор зашел о современных писателях? Да, при том, что нынешний подросток, воспитанный на комиксах и низкосортных боевиках, никогда не узнает о подвигах трех мушкетеров. Потому что никто не даст ему прочитать произведения мировой классики, включающей в себя не только книги Дюма, но и Абая, Жамбыла, Ауэзова, Рериха. И никогда у такого подростка не появится желание написать свою книгу…
Кроме того, как-то грустно становится от мысли о том, что мы теряем целое поколение благодарных и благородных читателей в угоду рынку, на котором властвуют идеи чистого материализма, а не духовного развития, о котором так любят у нас говорить…