Давно канули в Лету те времена, когда СССР по праву считался самой читающей страной в мире.
К сожалению, после развала Союза ни одна из бывших республик не может этим похвастаться. И Казахстан в этом отношении- не исключение.
В РК не проводились специальные исследования, однако пример России во многом показателен. Проведенное исследование по заказу Российской национальной библиотеки дало весьма симптоматичные результаты - более трети россиян никогда не читают книг и более половины никогда их не покупают.
Читать стали меньше в силу различных причин. При этом современный книжный рынок Казахстана давно не знал такого изобилия.
По данным Книжной палаты Казахстана в республике в месяц появляется порядка 600 новых книг. Большинство из них - научные и справочные материалы, а вот доля художественной литературы весьма незначительна 5-10 процентов.
Несмотря на то, что точных данных нет специалисты с большой долей уверенности заявляют: подавляющая часть (около 90%) художественной литературы - российского производства.
Сегодня издательская деятельность в России очень активно развивается, и при этом пока не достигла своего пика.
Среди рынков сбыта русскоязычной книжной продукции Казахстан уверенно занимает первое место среди стран СНГ. При этом, по мнению газеты "Книголюб", "парадокс, однако, состоит в том, что в России практически ничего не знают о казахстанском книжном рынке, то есть насыщение наших книжных магазинов товаром происходит опять же стихийно: что привезут с гигантских книжных оптовых баз России - тем и торгуют".
Среди отечественной продукции преобладают справочники и энциклопедии, и лишь изредка встречается художественная литература. А наиболее выгодные места на полках занимают уже "раскрученные" произведения российских и других зарубежных авторов, казахстанским же книгам достаются задние полки.
Несмотря на то, что по внешней фактуре они как минимум не уступают выпущенным в России. Впрочем, хозяев книжных магазинов понять легко - спрос на уже известных авторов определяет их выгодное положение на прилавках.
В отдельных книжных магазинах сложилась и вовсе возмутительная традиция: не принимать на продажу отечественную художественную литературу - "только место на полках занимает".
Но даже небольшие "вкрапления" в магазинах казахстанской художественной литературы не всегда находят своего покупателя.
Дело в том, что читатель часто не в состоянии купить казахстанскую книжку, потому что она в большинстве случаев стоит дороже российской.
Наши издатели объясняют это разными причинами. Два года назад было отменено охранное законодательство в области книгоиздания, которое освобождало от НДС некоторые учебники, полиграфические услуги на издание этих учебников, детской литературы… При этом, бумага, краски, полиграфическое оборудование и его запчасти, в Казахстане не производятся. Естественно, любой продукт, который выполняется на импортных носителях, будет стоить дороже.
И главное. В книгоиздательстве есть такой момент: чем выше тираж, тем меньше себестоимость отдельного экземпляра.
Разница особенно заметна, если тираж не менее 10 000. Сегодня в среднем тираж казахстанской книги (за исключением учебников) не превышает 2 000 экземпляров. Понятно, что соперничать с Россией, где емкость рынка в десять раз превышает казахстанский, а тиражи художественной литературы достигают сотен тысяч, практически невозможно.
Почему казахстанские издательства не печатают наших авторов большим тиражом? Не хотят рисковать своими деньгами - где гарантия, что неизвестный поэт или прозаик окажутся коммерчески успешными? Вот и приходится нашим писателям издаваться за свой счет минимальным тиражом.
При этом специалисты отмечают, что сейчас в Казахстане достаточно финансов и технических возможностей для производства отечественной высококачественной книжной продукции.
Но парадокс заключается в том, что издательства жалуются на отсутствие перспективных авторов, а писатели, напротив, сетуют на недостаток достойных издательств.
Как итог подобного диссонанса в современной литературной жизни Казахстана - отток мастеров художественного слова в дальнее и ближнее зарубежье.
Один из показательных примеров - алматинец Сергей Лукьяненко. Уехав в Москву, он сделал там блистательную писательскую карьеру. Важной составляющей успеха, помимо таланта и прочего, стало вкладывание в писателя и его книги больших денег.
В последние годы в Казахстан частенько приезжают писатели и поэты из-за рубежа (достаточно вспомнить маэстро Паоло Коэльо), с целью проведения творческих вечеров и мастер-классов для начинающих авторов. Все чаще появляются иностранные издатели, желающие заключить авторские договоры с наиболее одаренными местными писателями.
Сегодня наш читатель просто не имеет представления об авторах казахстанских книг. Одной из главных причин является отсутствие качественной рекламы местной продукции.
Если в России можно по телевизору увидеть рекламные ролики, посвященные новым произведениям Марининой, Донцовой, Толстой, Перумова и т.д., то в Казахстане о выходе новой книги местного автора можно узнать только от людей, профессионально занимающихся литературой.
Возможно, кого-то это покоробит, но совершенно очевидно, что книга - продукт потребления, как стиральный порошок или шоколад, и способы его продвижения на рынок - общеизвестны.
Литературоведы сетуют: к сожалению, сегодня все меньше казахстанцев читают классическую литературу, предпочитая ей детективы и романтические новеллы. Специалисты полагают, что популярность литературы в стране резко снизилась в 1990-х годах, когда в нашей стране проходили масштабные экономические и политические реформы.
Именно тогда развлекательная литература стала более востребованной, чем серьезные психологические произведения. И все же будем оптимистами.
Пусть нам твердят, что с появлением телевидения и интернета художественная литература навсегда утратила былое значение. Чтобы убедиться в обратном, стоит только обратить взгляд на Запад, где и по сей день она востребована, популярна и приносит значительный доход в казну государства.
Верится, что подобное возможно и у нас.
И современная художественная литература Казахстана в недалеком будущем обретет своих многочисленных интеллектуальных почитателей.