Книги – это переплетенные судьбы

История армянской диаспоры в Казахстане ведет свой отсчет с 1937 года, когда население приграничных с Турцией и Ираном районов как “недостаточно благонадежное” было насильно перевезено в Казахстан. Прошло почти восемь десятилетий, на казахской земле выросло уже несколько поколений потомков тех людей. Своими корнями они настолько вросли в эту землю, что уже не мыслят себя без новой родины. Потому, видимо, и настал момент, когда известный мастер виноделия, профессор Алматинского технологического университета, председатель ассоциации армянских культурных центров РК “Наири” Артуш КАРАПЕТЯН решил издать книгу о жизни армян в республике.

– Эта книга не случайно появилась именно в то время, когда в мире не очень стабильная обстановка, – говорит почетный член правления армянского культурного центра “Луйс” города Алматы Альберт ПОГОСЯН. – Это во многом поучительный труд. Артуш Месропович стал ее автором именно потому, что среди нас он наиболее осведомлен в этих вопросах. Свой жизненный путь он начинал с деревенской школы. А позже самостоятельно, без всякой помощи, без блата достиг таких прекрасных успехов.

Книга Артуша Карапетяна, члена Совета Ассамблеи народа Казахстана адресована в первую очередь молодому поколению, чтобы оно не забывало свою историю.

– Нас выслали из Армении по постановлению Совета министров СССР в связи с напряженностью на южных границах, – продолжает Альберт Погосян. – Но сейчас по истечении времени, думаю, не стоит обсуждать: правильно это было или нет. Это та эпоха, которую строили наши отцы и деды. И трудно нам сейчас давать ей оценку. Тем более что сейчас мы живы и здоровы. Ведь посмотрите, сколько созидательного было сделано в советское время, какая культура зародилась, появились оперный театр, Академия наук, комплекс “Медео”. Много было сделано в те годы. Тогда я работал старшим администратором в ресторане “Алма-Ата”, обслуживал большие государственные мероприятия. Помню, как в 1982 году во Дворце имени Ленина страна отмечала 50-летие Казахской ССР. Были Брежнев, наш Кунаев, на три головы выше всех, были представители всех 15 республик. А потом отмечали 25-летие освоения целины, встречали гостей из разных стран. По линии ВОЗ к нам приезжал американский сенатор Эдвард Кеннеди-младший. В целом у меня здесь сложилась довольно интересная судьба. И сейчас живет большое количество моих родственников, учатся трое моих внуков.

– А вы действительно были первым из армянской диаспоры, кто родился в Казахстане?

– Наверное, первым, кто родился в Алматы. По воспоминаниям стариков нас привезли сюда осенью 1937 года, а я родился феврале 1938-го в общежитии кирпичного завода по улице Мира, где сейчас располагается старая телевышка. Потом нас переселили в колхоз имени Молотова. Да, порой было плохо, многого не хватало. И спасибо нашим соседям, ведь много кто из них нам помогал. В моей детской памяти запечатлелось, как нас угощали такими круглыми лепешками, которые казахи пекут на сковороде. И я прекрасно помню, как Сулейман-ага и другие соседи подарили нам маленького барашка, от которого потом было потомство. И сейчас мы ездим в тот наш аул, который потом стал называться совхозом "Жетысу", с подарками, чаем, печеньем, сладостями, и раздаем их старикам. Мы поддерживаем отношения и в горе и в радости. Бываем на поминках и на свадьбах.

И я рад тому, что нет в Казахстане межрелигиозных недопониманий. И когда наш Президент выступает с трибуны Ассамблеи народа Казахстана, всегда по одну сторону от него сидит мусульманский священнослужитель, по другую – христианский. Рядом буддисты, иудеи. Разве много такого мы видим в других странах?

– Поддерживаете связь с Арменией?

– Конечно. Но одновременно горжусь своей родиной – Казахстаном, где я родился, и уважаю народ, с которым живу. Владею разговорным казахским, а также турецким, азербайджанским, армянским, русским языками. И даже если бы сам армянский президент пригласил меня жить на историческую родину и предложил бы квартиру, машину, все блага, то моей родиной все равно останется Казахстан.