К.Мами: Правосудие в Казахстане станет доступнее

Прошел уже почти год с момента проведения VI съезда судей, который состоялся в Астане 20 ноября 2013-го с участием Президента Казахстана. Форум собрал представителей судебного корпуса из всех регионов республики. Выступая на съезде, Нурсултан Назарбаев четко и емко озвучил главную стратегическую цель модернизации судебной системы страны.

«Национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации «Стратегии-2050», – отметил Глава государства.

На данном форуме Президентом страны было выделено 5 конкретных направлений работы на ближайшую перспективу. Среди них – последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана. Успешное выполнение этих задач в комплексе должно обеспечить вхождение страны в тридцатку передовых стран мира. Судебной системой начата активная реализация всех намеченных планов. Сегодня мне хотелось бы рассказать о промежуточных итогах этой работы, проинформировать читателей о достижениях за последний год.

Совершенствуя законодательство

Первый аспект – это последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов.

Это особое направление работы для судей. Каким бы совершенным ни было современное законодательство, оно нередко со временем отстает от реальной жизни. И здесь чрезвычайно важна роль судов, которые выступают одним из главных инструментов практической реализации законов, выявления неработающих норм и задающих тон по их доработке.

В текущем году Верховным судом велась достаточно активная законодательная работа. Президентом страны подписаны Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые начнут действовать с 1 января 2015 года. В них больший акцент делается на применение к нарушителям экономических санкций.

Главное в новом УК – дальнейшая гуманизация уголовного закона. В частности, это введение двухзвенной системы уголовно-наказуемых деяний, состоящей из преступлений и уголовных проступков. За проступки предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь – общественные и исправительные работы. Особенно важна декриминализация большинства нарушений закона в сфере экономики.

В новом УПК прежде всего отметим расширение судебного контроля в уголовном процессе. Все следственные действия, затрагивающие конституционные или иные права и свободы человека, теперь будут осуществляться с санкции прокурора и суда.

Уже на стадии досудебного производства у сторон будут равные права, они с самого начала могут указывать на нарушения закона и ограничение конституционных прав. Так, исключены институты доследственной проверки, предъявление следователем обвинения, а также возвращение судом дел на дополнительное расследование. Кардинально упрощено досудебное производство, введено понятие «досудебное расследование», регламентированы вопросы привлечения понятых и применения технических средств.

В уголовный процесс введены форма расследования путем заключения процессуального соглашения, а также процессуальная фигура «следственного судьи». Он наделен рядом полномочий на стадии досудебного расследования.

Главой государства одобрена концепция нового Гражданского процессуального кодекса, разработанная Верховным судом. Проект предусматривает удобный и быстрый для сторон процесса порядок рассмотрения гражданских дел, ориентированный на широкое использование современных технологий.

На сегодня проект кодекса находится на стадии предварительного согласования с заинтересованными государственными органами. Его планируется внести на рассмотрение Мажилиса парламента в декабре текущего года.

С обретением независимости национальная судебная система подверглась серьезному реформированию, изменились ее структура, подходы к самой деятельности по отправлению правосудия. При этом постоянно повышалась роль и значимость судебных органов в системе государственной власти.

Обществом и руководством Верховного суда предъявляются все более высокие требования к профессиональным и личным качествам судей, их процессуальной независимости. Наряду с этим нами прорабатывается вопрос о совершенствовании социальных гарантий независимости судей.

В парламенте страны рассматриваются соответствующие изменения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Предлагается подход, схожий с действующей практикой в правоохранительной системе, когда размер пенсии начисляется и корректируется исходя из выслуги лет.

Система судоустройства

Второе направление – совершенствование судоустройства.

Верховный суд приступил к разработке нового Административного процессуального кодекса, которым будет законодательно регламентировано взаимодействие отдельных общественных институтов и гражданина с органами власти. Это позволит реализовать задачу по созданию в Казахстане на базе действующих специализированных межрайонных административных судов (СМАС) системы административной юстиции.

К подсудности СМАС предлагается отнести дела об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, в результате которых нарушены или созданы препятствия по осуществлению прав и свобод заявителей; незаконно возложена какая-либо обязанность или имело место незаконное привлечение к ответственности.

В проект АПК планируется включение из гражданского процессуального закона правовых норм, регламентирующих рассмотрение споров между частными лицами и публичной администрацией. Это производство по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах; по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих; об оспаривании законности нормативных правовых актов; обращение прокурора о признании актов и действий органов, должностных лиц незаконными.

На сегодня концепция кодекса подготовлена и направлена на согласование в заинтересованные государственные органы.

В целом следует отметить, что в республике разработаны и внедрены в практику все необходимые инструменты по дальнейшему совершенствованию системы правосудия. Законодательными и подзаконными актами регламентирован процесс по взаимодействию судей, представителей прокуратуры, адвокатуры, а также других сторон судебного процесса.

В связи с этим особое место занимает система мониторинга соответствия работы судов утвержденным регламентам и оперативное реагирование по устранению выявленных недоработок. Вопросы повышения качества работы судов и ее оценка – одно из важных направлений совершенствования судебной деятельности.

По итогам изучения зарубежного опыта впервые такой мониторинг начал применяться в казахстанских судах в 2009 году. В его сферу попадали судьи, имеющие низкие показатели при отправлении правосудия и дисциплинарные взыскания. То есть изучению подвергалось качество работы конкретных служителей Фемиды.

В целях совершенствования этой работы критерии оценки судебной деятельности были пересмотрены. С начала 2014 года введена принципиально новая система. Согласно принятым нововведениям, оценивается деятельность суда в целом. Выведено 8 постоянных индикаторов.

Это сделано для того, чтобы оценка качества воспринималась не как нарушение юридической неприкосновенности судей, а как инструмент улучшения и дальнейшего совершенствования деятельности судов. Международными экспертами выражена заинтересованность и даны положительные отзывы о казахстанской методике мониторинга качества судебной деятельности. Она была презентована на заседании председателей верховных судов стран ШОС, проходившем в Астане 3–5 сентября нынешнего года.

В рамках мониторинга предусмотрено проведение внешней и внутренней оценки деятельности судов посредством организации и проведения социологических опросов. В текущем году впервые осуществлена внутренняя оценка деятельности председателей и председателей коллегий областных и приравненных к ним судов на предмет изучения эффективности управления.

Исследование проведено посредством анонимного анкетирования судей с выездом сотрудников Верховного суда в регионы. Результаты социологического опроса представлены на расширенном совещании судей республики по итогам первого полугодия 2014 года, где озвучены выявленные проблемы в организации судебной деятельности, даны соответствующие рекомендации. На данном этапе итоги исследования будут использоваться только для принятия управленческих решений внутри судебной системы.

Новая система мониторинга пока работает в пилотном режиме, но уже зарекомендовала себя как достаточно эффективный инструмент оценки работы судов республики.

В целом следует отметить, что сегодня судебная система страны работает в полном соответствии с общемировой практикой, основа которой – верховенство закона при отправлении правосудия. Наглядным подтверждением стало полноправное членство Союза судей Казахстана в Международной ассоциации судей (МАС).

Сегодня в МАС входят более 80 стран мира. Основная цель данной организации – обеспечение независимости судебной власти, а также гарантий прав и свобод каждого человека. Членство в МАС – это знак международного признания казахстанской судебной системы. Оно будет способствовать успешной реализации амбициозной цели – войти в число 30 лучших стран мира по критерию «Независимость судов» в Глобальном рейтинге конкурентоспособности.

Расширяя сферу примирительных процедур

Третий аспект деятельности – внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов. В рамках исполнения этого поручения Главы государства проводится системная работа по расширению сферы применения примирительных процедур.

Разработано положение о реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации), который начат в мае и продлится до конца текущего года. В рамках этой работы предусматривается введение нового процессуального лица – судьи-медиатора, который в отличие от действующих медиаторов будет осуществлять свою деятельность не на платной основе.

На сегодня пилотный проект реализуется в 39 районных судах, расположенных в областных центрах и специализирующихся на рассмотрении гражданских дел, а также в апелляционных судебных коллегиях по гражданским и административным делам облсудов. За 5 месяцев с момента реализации судами окончено 1 640 соответствующих дел.

По результатам проведенной работы будут определены проблемные вопросы внедрения института примирения с участием судьи-медиатора, в том числе в части изменения законодательства. В целом вопрос дальнейшего развития института медиации с учетом международных стандартов способствует развитию восстановительного правосудия, снижению нагрузки на суды, усилению деловой активности и созданию благоприятного инвестиционного климата в стране.

Важно отметить, что судами республики продолжается разъяснительная работа по применению судебной медиации. Активно изучаются зарубежные опыт и практика. Так, совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству проведено заседание «круглого стола» с участием профессиональных организаций медиаторов, судей, адвокатов и нотариусов. В октябре-ноябре нынешнего года совместно с ПРООН планируется проведение двухдневных обучающих семинаров по медиации в Астане, Алматы и Актау.

Ведется работа по развитию других инструментов альтернативных способов разрешения споров и конфликтов. В частности, в новом проекте ГПК юридически расширяются возможности для применения внесудебной медиации. Существенно расширяется институт досудебного урегулирования споров, в частности, коммерческих – между предпринимателями и юридическими лицами.

Досудебное урегулирование предусматривается и для дел об обжаловании действий или бездействий должностных лиц, решений госорганов. Это важная для предпринимателей норма обязывает госструктуры проводить проверки решений нижестоящих звеньев и устранять выявленные нарушения.

Совместно с Национальной палатой предпринимателей республики ведется разработка законопроекта об арбитраже и третейских судах. Введение данного закона позволит повысить оперативность и качество разрешения споров в сфере бизнеса.

Правосудие, доступное каждому

Четвертый аспект – обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан.

Стремительное развитие информационных технологий, а также связанный с этим рост запросов общества диктуют необходимость использования в деятельности судебной системы новых подходов. На основе передового мирового опыта проводится работа по созданию в судах кардинально новой автоматизированной информационно-аналитической системы.

Система отличается централизованной архитектурой, что обеспечивает оперативный доступ к информационному обмену данными, высокую отказоустойчивость и повышенный уровень автоматизации в формировании статистических и аналитических отчетов. Ее внедрение позволяет интегрировать все имеющиеся сервисы, такие как электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровая система, интернет-ресурсы местных судов, Call-центр, сервисы по ознакомлению с судебными документами.

В целях обеспечения заинтересованных лиц достоверной и своевременной информацией модернизированы интернет-ресурсы всех судов, вплоть до районного уровня. При этом интернет-ресурс Верховного суда занимает лидирующее место в рейтинге официальных сайтов государственных органов Казахстана. Этот рейтинг определяется уполномоченным органом ежемесячно. В период с июля по сентябрь мы занимали первое место среди 27 официальных сайтов госорганов.

Сегодня на официальных сайтах для граждан доступны такие модули, как «Списки слушаний дел», «Справочник по судебным делам», «Банк судебных актов». Обеспечен оперативный доступ к документам в рамках сервиса «Ознакомление с судебными документами». Пользователь с помощью логина и пароля, которые направляются сторонам в виде SMS на мобильный телефон или на электронную почту, может ознакомиться с любым процессуальным документом по своему делу.

В настоящее время проект реализован по гражданским делам. С его внедрением расходы на бумагу, почтовые отправления и другие материалы значительно сократились. Так, если на отправление одной судебной повестки тратится 350 тенге, то на одно SMS – в среднем 4 тенге независимо от оператора сотовой связи. При этом с начала года направлено более 1 млн 700 тыс SMS.

Одним из наиболее перспективных информационных сервисов для работы с населением является проект «Судебный кабинет». Он представляет собой своего рода единое окно доступа к онлайн-услугам судебных органов. Гражданин или его представитель в лице адвоката в любое удобное ему время, не выходя из дома или офиса, через Интернет может подать заявление, просмотреть судебный документ, а также статус по делу и распечатать судебный акт.

С момента внедрения «Судебного кабинета» население оценило удобства его использования, о чем свидетельствует постоянно увеличивающееся количество пользователей (за 2 месяца зарегистрировано 2 290).

При этом если в 2013 году в суды Казахстана посредством портала «электронного правительства» поступило 17 539 электронных заявлений, то за два месяца (июль, август) текущего года через «Судебный кабинет» – более 20 тыс. Постоянно модернизируется работа с населением. Так, гражданин, подавший заявление (жалобу) в суд, получает талон о его регистрации. В нем, помимо прочего, содержится зашифрованный код (QR код), при считывании которого с использованием специального приложения на мобильном телефоне, гражданин может быстро перейти на страницу интернет-ресурса. Посредством SMS заинтересованным сторонам направляются логин и пароль для доступа к своему делу и скачиванию документов.

Сегодня обеспечена выдача талонов по 90% заявлений, поступивших в суды республики. Данный сервис позволит постепенно отказаться от направления почтовых уведомлений. Широкую практику получило использование в судах Казахстана системы аудио-, видеофиксации судебных процессов. До конца текущего года новой системой записи будут оснащены 550 и модернизирован 171 зал судебных заседаний. В следующем году ею планируется оснастить все судебные залы страны. Это позволит значительно ускорить подготовку документов по итогам заседаний, снять вопрос об объективности процедур. Достаточно просто поднять запись и просмотреть ее.

Населению предоставлена возможность обращения и получения консультаций по всем вопросам деятельности судебных органов через единый контакт-центр с бесплатным звонком на короткий номер 1401. Ежедневно в Call-центр поступает более 100 звонков, по которым даются разъяснения, обеспечивается обратная связь. Аналитическая справка по поступившим звонкам в Call-центр ежемесячно направляется в регионы для рассмотрения и принятия мер.

Внедрение и применение современных технологий, в том числе вышеуказанных проектов, упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует контакт сотрудников судебной системы с гражданами. Это способствует снижению коррупции, экономит время и средства населения.

Повышать профессионализм

Пятое направление – повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана.

Одна из актуальных задач, над которой мы активно и постоянно работаем, – модернизация системы подготовки и отбора судейских кадров, повышение профессионализма судейского корпуса страны. Подготовка квалифицированных кадров имеет решающее значение для функционирования независимой судебной системы, доступности правосудия для граждан, законности принимаемых судьями решений.

Проведена работа по оптимизации штатной численности судей. В ноябре 2013 года и январе 2014-го определены расчеты нормативов нагрузки и требуемого количества судей по каждому районному, а также областному суду республики.

В соответствии с данными расчетами в текущем году впервые в истории судебной системы осуществлено перераспределение судей из одного региона в другой, исходя из их реальной загрузки. Благодаря этому была выравнена средняя нагрузка по республике на одного судью. Но надо понимать, что это постоянная работа, которую надо проводить по итогам каждого года.

По поручению Главы государства штатная численность судей дополнительно увеличена на 450 единиц. При их распределении также были учтены расчеты нормативов. Это в совокупности с другими проведенными мероприятиями способствовало стабилизации ситуации с нагрузкой в судах.

В настоящее время значительную часть судейского корпуса составляют судьи, имеющие стаж работы до 3 лет, поэтому одним из направлений кадровой работы определена профессиональная подготовка, обеспечивающая достижение судьями и персоналом судов высокого уровня профессионализма в выполнении стоящих перед ними задач.

Система судебного образования осуществляется на постоянной основе, что позитивно влияет на качество отправления правосудия. Совместно с Академией государственного управления при Президенте РК совершенствуется система подготовки будущих судей в специализированной магистратуре Института правосудия. Планируется углубить специализацию магистратуры данного института, расширить практическую часть программы обучения, увеличить сроки прохождения практики магистрантов в судах.

В современных условиях без специальной подготовки трудно профессионально рассматривать сложные конфликтные ситуации, с которыми приходят граждане в суды. Поэтому в ближайшем будущем кадры для судебной системы планируется формировать преимущественно из числа магистрантов Института правосудия. Уже сегодня складывается такая тенденция. Так, если в период с 2007 по 2013 год, то есть за 8 лет, на должности судей было назначено 146 выпускников магистратуры, то в текущем году уже 81 магистрант.

Пересматриваются подходы к организации прохождения стажировки в судах кандидатами в судьи. Теперь обязательным условием стало их участие в обучающих семинарах, заседаниях «круглых столов», тренингах, организуемых учебными центрами областных судов.

В целях оказания помощи в повышении квалификации и приобретения судейских навыков, адаптации впервые назначенным на должность судьям реализуются программы наставничества и менторства.

Уверен, что последовательная и успешная реализация всех наших идей по совершенствованию системы подготовки и отбора кадров для судебной системы исключит возможность попадания в ряды судей случайных, слабо подготовленных, в том числе и психологически, лиц. Правом осуществлять правосудие от имени республики должны обладать лишь самые достойные ее граждане.

Таким образом, в целях реализации поручений Главы государства за последний год Верховным судом осуществлен целый ряд мер по совершенствованию судебной системы, направленных на расширение доступа к правосудию, обеспечение качественной оценки деятельности судов, ускорение и упрощение судопроизводства.

Проводимая работа позитивно отразилась на уровне судебной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. По итогам 1-го полугодия текущего года 98,6% вынесенных судебных актов по республике являются законными и обоснованными. Сократилось количество дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков. По уголовным и административным делам нарушений сроков рассмотрения судами не допущено.

Существенно уменьшилось число дел, находящихся в производстве судов свыше 6 месяцев. Судебной системой принимаются комплексные меры по информированию граждан о своей работе. В ближайшее время будет проведена дополнительная модернизация пресс-служб в регионах. Организован регулярный выход материалов в печатных СМИ, Интернете и в эфире электронных СМИ, систематически проводятся встречи с журналистами.

Недавно в эфире телеканала «Хабар», а также региональных филиалах корпорации «Казахстан» начала транслироваться программа «Правосудие» на казахском и русском языках. Она в доступной и интересной форме рассказывает о работе судов, их специализации, системе отбора судей, инновациях.

В целом можно отметить, что практика регулярного проведения съездов судей с участием Главы государства позволяет судейскому корпусу всегда иметь комплексное видение своего развития на ближайшую перспективу в коридоре трех-четырех лет. Этот алгоритм работы, предложенный Президентом, доказал свою эффективность и состоятельность. Он является оптимальным, позволяя всегда вырабатывать и предлагать руководству страны продуманные и проработанные меры дальнейшей модернизации судов.

Как результат, судебная система демонстрирует сегодня последовательное и результативное развитие, своевременно внедряет самые современные наработки, обеспечивает отправление качественного, законного и справедливого правосудия в полном соответствии с общемировыми трендами.

Наглядный результат этой работы – серьезное улучшение (с 111-й позиции на 86-ю за три года) показателя национальной судебной системы по критерию «Независимость судов» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Судебный корпус на сегодня выработал для себя четкий алгоритм дальнейших действий. А это значит, что судебная система всегда будет твердо отстаивать обеспечение законности, защиту прав и свобод граждан Республики Казахстан, а также национальных интересов страны.