Ключевые фигуры

И народ зашептался о грядущем переделе фармрынка. Но так ли это? Или система начала глобальную чистку перед крупными реформами?

В начале недели антикоррупционная служба распространила информацию, что были задержаны должностные лица комитета фармации минздрава. Поводом послужило подозрение в получении взяток и лоббировании интересов фармкомпаний. На самом деле подобные новости появляются не так уж редко. Так, за прошлый год и первый квартал этого было заведено 9 уголовных дел, еще 12 – в отношении региональных чиновников. Но речь всегда шла о “мелкой рыбешке”, это как процент погрешности, он всегда есть, где речь идет о распределении больших бюджетных средств.

Но в этот раз в числе подозреваемых оказались ключевые фигуры минздрава, люди весьма уважаемые не только в медицинском сообществе. Среди них Лариса Пак, на которую в свое время была возложена серьезная ответственность – добиться в стране как раз таки прозрачности в системе закупа и снизить стоимость лекарств. Свой непоколебимый авторитет эта женщина зарабатывала годами, и в кресло начальника она пришла не случайно, преодолев все ступени карьерной лестницы: начинала с должности инспектора-провизора Джезказганской области, работала в аптекоуправлении Алматы.

Именно она выступила с предложением дать право министерству здравоохранения регулировать цены на все лекарственные средства без исключения. До этого чиновники лишь отмахивались, что не могут лезть на свободный рынок. Я очень хорошо помню, как эта новость вызвала шквал недовольства и обсуждений в фармсообществе. Открыто конфликтовать они не решались, но то, что предложение может сократить их доходы, – очевидно любому. На рынке лекарств царила упоительная вакханалия, цены повышались в два-три раза к сезону простуд, опустошая карманы потребителя и набивая счета владельцев аптек, складов и прочих участников цепочки реализации с целой армией посредников и помощников. А здесь решили зафиксировать маржу на каких-то там 10–20 процентах…

Поэтому задержание Пак вызвало самые разные предположения в больничных кулуарах.
Ведущие эксперты фармрынка сейчас воздерживаются давать комментарии. Но те, кто не сомневается в репутации Пак, намекают, что процессы оценки GMP и GDP, на которых предположительно и погорели сотрудники комитета, сложны, и чтобы разобраться в них, нужны эксперты и коллегиальная работа.

Пока же Лариса Пак и ее коллеги – руководитель департамента фармации по Павлодарской области Кажинова, главный специалист комитета фармации по Южно-Казахстанской области Имамходжаев и другие – заключены под стражу.

Министерство здравоохранения дало комментарии лишь к середине недели, похоже, что новость сродни анафилактическому шоку парализовала чиновников. Глава ведомства Елжан Биртанов сообщил, что Нацбюро по борьбе с коррупцией дало весьма сжатую информацию, на основании которой комментировать ситуацию сложно. Министр лишь отметил, что, конечно же, исполняющий обязанности председателя комитета фармации имеет отношение ко всем вопросам лекарственного обеспечения. В этом, собственно говоря, и заключается его работа, и ничего из ряда вон выходящего здесь нет. Но некоторые СМИ успели выйти с заголовками, что задержание Пак – это удар по Биртанову.

Либо звезды так сошлись, либо карты таро соврали, но на этой неделе у министра сплошные спарринги. Пытаясь объяснить принципы медстрахования, он начал напряженный диалог с экономистом Рахимом Ошакбаевым, который выступал с резкой критикой нововведения у себя на страничке “Фейсбука”. За виртуальными дебатами наблюдала вся заинтересованная публика, нечасто у нас министры готовы к таким поступкам. Биртанов предложил продолжить разговор в прямом эфире на одном из телеканалов 12 июля, куда он лично пригласил известного экономиста. Но Ошакбаев сообщил, что в отпуске и готов к разговору лишь на следующей неделе. М-м-м, что уж добавить. Глядишь, к этому моменту и подробности по Ларисе Пак подоспеют, а это как лишний козырь в колоде карт.

Игры вокруг медстрахования становятся все более азартными… На кону, как известно, деньги и здоровье миллионов налогоплательщиков.