Клиповое мышление и погружение в невежество: как Казахстан стал нечитающей страной

Интерес к литературе у казахстанцев стал минимальным, отмечают авторы qmonitor.kz. Ссылаясь на данные Бюро нацстатистики и других открытых источников, издание пишет, что за 2019 год (последние два года были не показательными в силу ограничений, вызванных пандемией) казахстанцы купили книжной продукции на общую сумму 13 миллиардов тенге – это почти на два миллиарда меньше, чем годом раньше, и примерно столько же, сколько и в 2016-м, и в 2017-м. Выходит, что среднестатистический житель нашей республики за весь год потратил на приобретение книг 702 тенге, или 1,9 доллара по тогдашнему курсу. Для сравнения: в  России и Китае этот показатель составил соответственно 7,9 и 8,6 доллара, или в четыре-пять раз больше. Хотя средний уровень доходов населения во всех трех названных странах вполне сопоставимый. 

И уж вовсе катастрофически низкими, подчеркивают авторы, выглядят расходы казахстанцев на фоне затрат граждан наиболее развитых государств мира. Вот данные за 2020-й: среднестатистический житель Германии купил книг на 110 евро (примерно 125 долларов), Японии – на 12980 йен (118 долларов), США – на 79 долларов. Это в 40-70 раз больше, чем у нас. К слову, в целом ряде стран Запада доходы книготорговли в 2020-м по сравнению с предыдущим, допандемийным, годом не только не сократились, но даже увеличились – люди стали чаще покупать литературу через интернет-магазины с доставкой на дом. Тогда как в Казахстане они упали с 13,0 до 9,5 миллиарда тенге, или почти в полтора раза. Иначе говоря, жители западных стран, оказавшись в вынужденной самоизоляции, стали чаще обращаться к книгам, чего не скажешь о нас.

Авторы подчеркивают, что 702 тенге на каждого казахстанца – уже сама по себе мизерная цифра. А если еще учесть, что от 70 до 80 процентов расходов приходится на учебники и учебные пособия, а также специальную литературу – медицинскую, юридическую, по экономике и т.д.? Выходит, на художественные произведения, включая детские, каждый житель страны тратит в среднем самое большее 200 тенге. На эти деньги даже одну маленькую книжку не купишь. А более или менее солидный томик стоит как минимум две тысячи тенге. То есть можно сказать, что на десятерых казахстанцев приходится одна такая книга, купленная за целый год. Причем это в массе своей российские издания, доля которых в общем объеме продаваемой у нас литературы превышает две трети, а если брать только художественную, то их удельный вес достигает 90 процентов.

То, что казахстанские школьники не дружат с книгой, находит отражение и в результатах, показываемых ими в ходе сдачи тестов PISA. Скажем, по итогам этого международного исследования, проведенного в 2018-м, последнего на данный момент, средний балл казахстанских учащихся по читательской грамотности составил 397 – ровно на 100 меньше, чем в среднем по ОЭСР (около четырех десятков наиболее развитых государств мира), что соответствует более чем трехлетнему отставанию. Выше нас расположились даже такие страны, как Азербайджан, Таиланд, Босния, Албания, Катар и другие. Для сравнения: по математической грамотности наше отставание от ОЭСР намного меньше – 66 баллов, говорится в публикации отечественного издания. 

Безусловно, в нынешнее время книги по ряду аспектов проигрывают аудиовизуальным источникам информации, но тем не менее приведенная выше статистика рисует далеко не самую позитивную картину, особенно в сопоставлении с другими государствами. Но насколько серьезна эта проблема в глобальных масштабах? Уместно ли в этом ключе рассуждать о таком явлении, как массовое обескультуривание? Как нам выбраться из этого застоя, и каковы пути решения? Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz порассуждал вместе с представителями экспертной среды.

О массовом обескультуривании говорить не стоит

Преподаватель русского языка и литературы Ольга Михеева считает, что слабый интерес подростков и молодежи к чтению нельзя считать определяющим показателем оглупления подрастающих поколений.

«Безусловно, как показывает статистика и окружающий нас новый мир, количество людей, читающих книги в бумажном формате, резко сократилось. И связано это прежде всего с электронными устройствами, гаджетами, интернетом. Люди теперь читают и черпают информацию из электронных источников. Другой вопрос: качество, достоверность, умение использовать эту информацию для пользы общества и своего развития. Но о массовом обескультуривании, конечно, говорить не стоит

Если речь идет о чтении художественной литературы молодежью и подростками, картина может показаться удручающей, но это не говорит о том, что современные подростки стали глупее, просто они другие, у них другое мышление: им не надо заучивать информацию-они найдут ее в Интернете, они загуглят, проверят и сделают свои выводы, поэтому теперь у молодежи нет такого отношения к авторитетам, как раньше, они понимают, что взрослые могут ошибаться», - подчеркнула эксперт.

Исходя из своей практики преподаватель отметила, что современные школьники, действительно, проявляют меньший интерес к классической литературе.

«Их ритм жизни и постоянное нахождение в социальных сетях не способствуют тихому времяпрепровождению с книгой в руках. Но педагоги сегодня прилагают все усилия и методические приемы, чтобы заинтересовать, увлечь, вызвать читательский интерес у подростков, положительное отношение к чтению и главное – к нравственным ценностям. И, работая с современными школьниками, могу сказать, что современные инновационные технологии в образовании в этом отношении эффективны, особенно технология развития критического мышления через чтение и письмо», - сказала преподаватель.

Вместе с тем Ольга Михеева не спешит давать критическую оценку ситуации.

«У нас талантливая перспективная молодежь, и государство способно направить все усилия, чтобы не допустить интеллектуального и духовного истощения нации. Нам же следует воспитывать в подростках интеллектуальных читателей.

Некоего «универсального» рецепта касательно авторов, жанров и объемов прочитанного, на мой взгляд, нет. Это зависит от возраста, интересов, жизненной ситуации человека. Мы обращается к разным книгам в разное время. Сейчас, опять же в Интернете, можно найти рекомендации типа «100 книг, которые должен прочитать каждый человек», прочесть отзывы о книгах, аннотации. Поэтому важнее приучить себя к чтению и сделать чтение частью своей жизни», - подытожила наша собеседница.

 

Подростки привыкли к коротким видеороликам и поверхностному восприятию информации

По мнению преподавателя русского языка и литературы Сауле Жуйрекбаевой, современному поколению по большому счету присуще клиповое мышление, что само по себе отодвигает увлечение литературным процессом на второй план.

«Конечно, люди стали читать меньше, в особенности подрастающее поколение. Если говорить о 10-11 классах – ученики читают плохо. А вот 13-14-летние дети читают книги, но качество предпочитаемых ими книг зачастую вызывает вопросы. Порой это книги-однодневки, где нет особого сюжета, где допущено много речевых ошибок, где авторы местами будто бы не владеют литературным процессом. Часто эти книги построены на диалогах или описании действия без больших и глубоких рассуждений писателя, без оценки и морально-нравственных размышлений, что в значимой степени присуще классическим литературным произведениям.  

Поэтому, на мой взгляд, в какой-то степени можно говорить и об обескультуривании.

Психологи давно говорят о том, что формируется клиповое мышление – когда человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Так и современный ребенок, подросток привыкают к коротким 40-секундным или минутным роликам. Люди привыкают к поверхностному восприятию информации, не углубляясь в суть. На мой взгляд, многим уже довольно трудно дается чтение книги с созданием образа в своих мыслях – им куда проще получить готовый образ. Сначала – просмотр фильма, а потом, если есть необходимость – чтение книги», - обозначила свое мнение Сауле Жуйрекбаева.

 

«Зачем забивать голову тем, что не приносит денег?»

Казахстанский эксперт и общественный деятель Мурат Телибеков в свою очередь убежден, что в настоящее время общество и вправду переживает процесс культурной деградации, но и чересчур драматизировать в этой ситуации не стоит.

«Очевидно, что Казахстан сегодня не является читающей страной. Да, согласен, что в определенной степени идет процесс культурной деградации. Впрочем, я не стал бы драматизировать ситуацию. Цивилизация в определенные отрезки истории как будто устает от культурного груза минувших поколений и вновь погружается в невежество. По-видимому, таковы законы эволюции. У меня перед глазами картины московского метро в советский период. Тысячи людей, уткнувшихся в книжки и не замечающих никого вокруг. Помню, меня это поразило. Было в этом что-то ненормальное. Сегодня вместо книжек у людей в руках смартфоны. Что объединяет две эти картины? Полная отстраненность и равнодушие к окружающему миру. Читающий человек – не всегда символ высокого интеллекта и духовности», - сказал Телибеков.

Эксперт подметил, что чтение книг стало непопулярным по ряду объективных причин.

«Самая главная из них – массовое распространение аудиовизуальной информации. Зачем покупать газеты и журналы, если все новости можно бесплатно узнать в Интернете. Изменились культурные ценности, нравственные ориентиры. Раньше социальный статус во многом определялся суммой знаний и хорошими манерами. Это мотивировало человека читать классическую литературу, ходить в театры и филармонии. Сегодня ценность личности определяется его финансовым положением – чем больше денег, тем больше уважения оказывает социум. В Европе и Соединенных Штатах общество избежало таких потрясений, поэтому система ценностей осталась неизменной. Приведу яркий пример. Несколько лет назад я преподавал в Центрально-Азиатском университете, который закончил бывший аким Алматы. Помню, это был самый слабый и посредственный студент. И что вы думаете? В итоге он возглавил южную столицу, а талантливые студенты стали клерками у него на побегушках. Когда в обществе царят законы джунглей, люди поневоле принимают образ жизни приматов», - описал свое видение эксперт.

Общественник высказал мнение, что немаловажную роль играет расстановка приоритетов молодого поколения. 

«Я долгие годы занимался педагогической деятельностью и неплохо знаю умонастроение молодежи. Она стала более меркантильной, прагматичной, впрочем, как и все общество в целом. Поэзия и художественная литература никого не интересуют. Логика у людей очень простая – зачем забивать голову тем, что не приносит денег?! От знания стихов Абая или Пушкина богаче не станешь, «Мерседес» не купишь, квартиру не арендуешь. Глядя на них, у меня порой возникало ощущение, что у людей атрофировались отдельные участки мозга. Я мог рассказать аудитории трагический случай, в результате которого покончила жизнь самоубийством молодая девушка, и наблюдать на лицах полное отсутствие эмоций, сочувствия, переживаний, жалости… Меня это злило, выводило из себя. В такие минуты я ненавидел их, ибо видел перед собой не людей, а механических роботов. Конечно же, не все такие. Но преобладающее большинство людей что-то безвозвратно утратило.

Как нам выбраться из застоя? Вопрос резонный и в то же время странный. Вы уверены, что люди хотят из него выбраться? Вам не приходила в голову мысль, что такое положение многих устраивает ? Глупыми людьми легче управлять. Об этом недавно очень откровенно высказался российский государственный деятель Герман Греф. Чиновник без тени смущения заявил на международной конференции: «Нельзя простых людей допускать к знаниям!  Испокон веков это был удел избранных». 

Можно ли разработать универсальный рецепт просвещения? Мне на память приходит высказывание эмира Дубая: «Тяжелое время рождает сильных людей. Сильные люди создают легкие времена. Легкие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают тяжелые времена». Невозможно в отрыве от политических вопросов решить проблемы просвещения. Как можно взрастить грамотное, высоконравственное поколение, если, к примеру, сфера образования отдана на откуп необразованным людям, озабоченным только личной наживой. Мне бесконечно жаль школьных учителей. Представьте себе, что чиновники, ни дня не проработавшие в школе, приходят и учат искусству педагогики учителя, за плечами которого 40 лет работы в школе. То же самое происходит и в сфере высшего образования. Недавно я беседовал с бывшим ректором одного университета. Он с гордостью заявил мне, что покинул пост руководителя, наполнив кассу университета до 100 000 долларов. Ему даже в голову не пришла мысль, что главная миссия университета не в том, чтобы зарабатывать деньги. Наверное, главный рецепт просвещения заключается в том, чтобы не допускать таких людей к рычагам управления. Увы, сегодня они везде и всюду», - резюмировал Телибеков.

 

Можно только надеяться и верить, что казахстанцы, уткнувшись в смартфоны, запоем читают там литературные произведения

По мнению политолога Аскара Нурши, проблема отсутствия пропаганды чтения касается не только Казахстана, но и ряда других государств, передавал spik.kz.

«Мое поколение и поколение более старших людей воспитаны в других традициях. Книги для нас были важным источником информации, времяпровождения и обсуждения. Но мир изменился. Не такая уж плохая идея – переносить литературу на аудиовизуальные носители. Кроме того, данные, которые сейчас имеются, не позволяют сделать точных выводов о том, читающая у нас нация или нет. Напомню, что мы считаем тиражи изданий на бумаге, но не владеем статистикой гигабайтов информации, которую потребляют наши сограждане в Интернете. Можно только надеяться и верить, что казахстанцы, уткнувшись в смартфоны, запоем читают там литературные произведения.

С одной стороны, чтение книг – это личное дело каждого, причем сугубо добровольное. С другой – если нам нужна читающая интеллектуальная нация, то необходимо показывать пример. А теперь вспомните, когда вы в последний раз видели чиновника, скажем, заходящего в библиотеку или самостоятельно пишущего книгу? В современном мире полностью отсутствует пропаганда чтения. И я сейчас имею в виду не только Казахстан, но и ряд других стран», – подчеркнул политолог.