Клептократия – основа нашего государства - Денис Кривошеев

В СМИ появилась информация, о том, что американский фонд поддержки и развития филантропии (CAF) опубликовал исследование человеческой щедрости и готовности помочь ближнему в 140 странах мира.

По их мнению, Казахстан является самой жадной и черствой страной в СНГ.

Свою точку зрения в этом вопросе корреспонденту медиа-порталу Caravan.kz высказали наши эксперты:

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, глава «Союза мусульман Казахстана»:

Мурат Телибеков

- Может показаться странным, но тот факт, что Казахстан занимает одно из первых мест по суициду в мире, как раз является отражением этого американского рейтинга.

Это две стороны одной медали. Что сегодня происходит в нашем обществе? Во-первых, в тех ужасающих социальных аспектах, которые возникают из-за непонимания между процветающим, богатым населением по сравнению с другой его частью. Причем эта пропасть постоянно увеличивается. Еще я подозреваю, что на эту ситуацию влияет вывоз капитала в офшоры в огромных количествах. В этой сфере Казахстан занимает тоже одно из первых мест в странах СНГ.

Почему эгоизм достиг таких огромных масштабов? Потому что у нас в стране очень слабые национальные традиции. Например, такие страны как Узбекистан, Таджикистан в этом плане сильны. Религиозная значимость там сильнее. Ислам, который поощряет и призывает к благотворительности. В Казахстане эти составляющие подвержены очень сильной эрозии.

Я часто наблюдаю за тем, как представители власти устраивают пышные застолья. Хотя первые лица страны должны своим примером показывать скромность, а не выставлять напоказ свою роскошь. Надо показывать благородство культуры или милосердие, в конце концов. Я не понимаю: почему власти сами не осознают, что афиширование своего богатства, их хвастовство культивируют дурной вкус и варварство? Это надо осмеивать хотя бы в СМИ. Государство своим примером должно воспитывать общество, а не вызывать озлобленность. К сожалению, очень часто большинству чиновников подобные ценности не доступны, и они совершенно далеки от этой общечеловеческой морали.

Денис КРИВОШЕЕВ, экономический обозреватель:

Денис Кривошеев

- Я абсолютно согласен с итогами этого рейтинга. Культуры пожертвования в нашей стране нет. У нас есть культура милостыне, которая прогрессирует с какой-то совершенно бешенной скоростью. Уже на каждом перекрестке по нищему и количество их с каждым днем растет, и никто это не контролирует и не регулирует. Более того, попрошайничество, в прямом смысле слова – это наш бич. Хорошо одетые люди просят в общественном транспорте, а те, кто действительно нуждается, не имеют доступа даже просто просить, их вытесняют. Это большая проблема, которая перерастает в такой классический, европейско-английский вариант бизнеса. Об этом писал еще Артур Конан Дойл.

Что касается филантропии настоящей, то мой опыт, с которым я столкнулся по борьбе с коррупцией, показывает, что общество разделилось на две части. Люди, которые понимают почему я это делаю и остальная часть, которая меня осуждает и называет меня попрошайкой. Они не могут для себя эмоционально понять, что я не попрошайничаю, а я ставлю перед обществом вопрос о том, что это проблема такая же, как невозможность отправить детей лечиться за границу. Это все социальные «дырки», на которые государство не может каким-то образом реагировать. В таком случае, на это должно реагировать общество, оно должно понимать, что мы большой организм и в данном случае, каждый из нас голосует рублем в независимости от направления.

Люди у нас десоциализированны, каждый живет по принципу: «Моя хата с краю». У нас благотворительность в страхе, потому что все прекрасно осознают, в какой стране мы живем и какие могут быть последствия. Культуры нет ни в чем и это ужасно. Мы социально не зрелы настолько, что мы не понимаем: мы в ответе за собственное общество.

- Не связанно ли это с тем, что наша страна занимает одно из первых мест по коррупции?

- Несомненно. Коррупция - это признак социальной незрелости. Все это признак молодых наций, которые не прошли через становление. Самое главное, что у народа нет желания кого-то спасать, потому что всем все равно. Мы живем в самом страшном режиме, который называется клептократия.