Обо всем этом, а также об идее создания новой мировой резервной валюты и пагубном действии долларовой зависимости мы беседовали с директором Китайской национальной ассоциации международных исследований и Пекинской ассоциации прямых инвестиций, членом Азиатского сообщества Виктором ГАО.
Без визы нельзя. А хочется!
– Возможна ли отмена визового режима для наших граждан? Все-таки ближайшие соседи…
– Я в это верю. Например, гражданам Монголии не нужна виза, чтобы посетить друзей в Китае или приехать для лечения. Я думаю, что между Китаем и Казахстаном это также реально и мы сможем достичь свободного визового статуса.
С другой стороны, Китай сегодня – это огромнейший ресурс иностранных туристов, за границу едут многие мои соотечественники, особенно в азиатские страны, такие как Гонконг, Макао, Тайвань. И даже США широко открыли двери для китайских туристов! И если мы достигнем исключения визовой процедуры между Казахстаном и Китаем, то и к вам приедет много китайских туристов посмотреть, как прекрасен Казахстан, насладиться гостеприимством казахского народа. Автоматически это будет и отличным стимулом для роста экономики Казахстана.
Будем дружить экономиками
– Не так давно наши президенты встречались и заключили ряд соглашений в области энергетики, нефтегазовой отрасли. Какие еще интересы у нас общие?
– Казахстан сегодня – великая страна. Хотя с точки зрения населения – не такая уж крупная, но с точки зрения территории – громадная, с богатейшими природными ресурсами, и очень важное звено между Россией и Китаем. Наше с вами сотрудничество полезно для обеих стран. У нас в Синьцзянском регионе проживает много казахов – около миллиона. И это также хорошая причина для Китая развивать отношения с Казахстаном. Мы делим общую и самую продолжительную границу – более 1700 километров. Думаю, у нас много общих проблем.
– Например, каких?
– Например, терроризм. Последователи движения "Талибан" активны в Афганистане, Пакистане, они несут нестабильность и в Синьцзян. Но, думаю, у нас должна быть общая стратегия не только по этой проблеме. Я говорю об общих взглядах на окружающую среду, на продвижение сельскохозяйственных культур, на защиту территории с точки зрения географии, местности, привычек.
Китай все равно остается государством с самой растущей экономикой в мире, в то время как рынки Японии, США и Европы сокращаются. Но рост китайской экономики в действительности означает, что Китай нуждается во многих ресурсах. Это значительный рынок, который является долгосрочным в перспективе, стабильным, и растет он очень предсказуемо. Я думаю, это важно и для будущего роста казахстанской экономики. Две наши экономики могут помочь друг другу.
Азиатский доллар вместо американского?
– Казахстан выступил с предложением ввести новую мировую валюту. Китай тоже призывает к созданию такой валюты…
– Вы знаете, в обсуждении этого вопроса мы должны обратить внимание на несколько вещей.
Например, на то, что случился коллапс с американским долларом, который доминировал в международной резервной системе. Китай немало своих средств вложил в самую большую валюту в мире. У нас были и есть самые большие интересы в таком инвестировании даже в нестабильное время для американского доллара. Но при этом Китай беспокоится о безопасности доллара. Мы считаем, что необходимо подумать об альтернативных инструментах.
Люди не только в Китае, но и во всем мире осознают, что американское правительство, американская финансовая система не в состоянии ответить за вещи, которые создали много проблем для них самих, а также для остального мира в целом. Все мы пострадали в итоге – Китай, Япония, Европа. Каждый. Это ужасно!
Доллар – ведущая резервная валюта мира, мы имеем доллары, вы имеете доллары, все их имеют. Если ценность доллара будет падать, мы все пострадаем.
Потому возникают разные предложения. Например, почему бы не использовать для урегулирования наших торговых отношений казахский тенге, китайский юань, российский рубль? Недавно Китай подписал на 615 миллиардов юаней то, что мы называем валютными своп-соглашениями – то есть я даю вам свои деньги, вы мне – ваши при торговых расчетах с Аргентиной, Белоруссией, всего 6–8 стран уже готовы это делать. Это один путь.
Другой – региональные валюты вроде евро. На это потребуется много времени, это не случается за одну ночь, и здесь есть над чем подумать. Но если мы посмотрим в целом, то Азия – очень хорошо устроенная региональная организация. Может быть, в Азии возникнет общеазиатская валюта? Хотя бы потому, что Китай и Япония имеют вторую и третью по объемам экономики в мире. Среди государств, которые могут использовать азиатский доллар, 10 стран – членов АСЕАН плюс три – к Китаю и Японии подключить Южную Корею, плюс ШОС, где состоят и Казахстан, и Россия.
В любом случае региональная азиатская валюта может быть очень значительным денежным устройством! Я думаю, все это случится во многом потому, что остальной мир слишком много беспокоится о долларе. В США есть много хедж-фондов – они очень активны, огромны, и никто толком не знает, чем занимаются эти институты, которые делают столько денег. Смешно, правда?
Весь мир лишился большого капитала. Шесть миллиардов долларов были потеряны только американскими банками, я думаю – это пугающая цифра. Все из-за того, что большинство этих денежных потоков находится только в США, и никто не знает, как эти деньги двигаются, – ни Китай, ни Казахстан, ни Европейский союз...
Вкладывать страшно. Но нужно
– Китайские бизнесмены продолжают вкладывать средства в американскую экономику. Не боятся?
– Китай в первую очередь боится. Вот почему наш премьер-министр Вэнь Цзябао, который обычно не говорит много на эту тему, выразил огромную обеспокоенность о китайских инвестициях в долларах. Если доллар потеряет свою ценность, наша страна пострадает больше всего.
– Китай сегодня является крупным международным кредитором для той же Латинской Америки, в Центральной Азии. Не опасно давать взаймы?
– Да, можно и побеспокоиться, но на самом деле, если вы посмотрите в другом ракурсе, Китай играет конструктивную роль. У нас будет больше обязанностей: например, та же поддержка американского доллара – это очень сложное дело, но Китай по-прежнему делает это. В конечном счете Америка тоже пострадала, когда вся мировая система пошатнулась. Поэтому Китай все еще поддерживает доллар для будущего развития. Но одновременно требует от США исправить свои ошибки и навести порядок в своем доме. Америка не может держать остальной мир в заложниках!
Марина ХЕГАЙ, Тахир САСЫКОВ (фото)