Китайские власти начали массово задерживать казахов и уйгуров - CМИ

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая нарастает волна арестов этнических казахов и уйгуров. По некоторым данным, полиция СУАР выдает квоты на их задержания. Основными объектами репрессий называют тех, кто критикует политику компартии Китая, а также имеет родственников за рубежом, сообщает Фергана со ссылкой на Radio Free Asia.

Обычно родственники за рубежом в Китае не считаются чем-то порочащим человека, однако, когда речь идет о казахах или уйгурах, на ситуацию смотрят совсем иначе. Уйгуры традиционно считают несправедливым присоединение к Китаю Восточного Туркестана (так они называют СУАР) и борются за самостоятельность Синьцзяна. Казахи, которых в Китае насчитывается до полутора миллионов, не проявляют явных сепаратистских настроений. Однако в соседнем с КНР Казахстанеживет свыше 200 тысяч уйгуров, которые имеют постоянные связи со своими соотечественниками в Китае. Таким образом, тень сепаратизма падает и на китайских казахов, часть которых, по мнению Пекина, может быть вовлечена в сепаратистскую деятельность.

Ранее уйгуры подвергались преследованиям и по религиозному признаку, у них изымались предметы культа. Однако преследования эти выборочны: мусульмане, живущие в других районах Китая, отправляют религиозный культ беспрепятственно.

Китайские власти считают, что мусульманство уйгуров — это дополнительный фактор сепаратизма. Местный ислам они связывают с такой экстремистской организацией, как Исламское движение Восточного Туркестана, чьей задачей является создание на территории СУАР независимого шариатского государства. За почти 25 лет своего существования ИДВТ взяло на себя ответственность за 200 с лишним террористических актов.

И уйгуры, и казахи, так же, как и другие неханьские народы, проживающие на территории Китая, называются здесь «шаошу миньцзу», малочисленные народности. Традиционное отношение коренной народности хань к миньцзу — пренебрежительное, всех их считают в той или иной степени дикими. Отношение это поддерживается и государством, которое испокон веку применяет к миньцзу политику кнута и пряника. Если миньцзу во всем покоряется центральной власти, оно получает возможность развиваться в рамках традиционного ареала проживания. Если же миньцзу проявляет строптивость, его пытаются подавить, и тут в ход идут любые средства: от подкупа до прямого насилия.

Уйгуры, как уже стало ясно, смиряться не желают. Присоединение Восточного Туркестана к Китаю они считают исторической несправедливостью, которую необходимо исправить. Ситуацию усугубляет политика китайского правительства: оно активно переселяет в СУАР ханьцев, размывая таким образом сложившееся национальное равновесие. Кроме того, часть земель в СУАР изымается для государственных нужд, живущим там людям выплачивают компенсацию и предлагают переселяться в другие районы, в том числе такие, где нет компактных поселений тюркских народов.

При Мао Цзэдуне, в период культурной революции, жесткость уйгуров и других местных мусульман помогла им отстоять свое национальное достоинство и религиозную независимость: хунвейбины не смогли разрушить мечети и установить здесь свои порядки. Однако сейчас непреклонность тюрков в СУАР чрезвычайно раздражает правительство КНР и служит источником для новых репрессий.

Согласно информатору Radio Free Asia, в неделю здесь арестовывается не меньше 3000 уйгуров и казахов, места заключения уже переполнены, строятся новые тюрьмы. Камеры в них так малы, что не позволяют заключенному подняться во весь рост. Против одних задержанных заводятся уголовные дела, другие следуют в так называемые центры перевоспитания, они же трудовые лагеря (лаоцзяо, лаогай), куда отправляют без решения суда.

На все это накладываются бытовые конфликты тюрков и ханьцев, которые в Синьцзяне живут в лучших условиях и имеют преференции перед местными жителями, будь то уйгуры или любые другие народности-миньцзу. Частые ссоры ханьцев и уйгуров иной раз доходят до прямого кровопролития, что только усугубляет общую ситуацию в СУАР.

Так или иначе, политика силового давления китайского руководства на народы, населяющие СУАР, дает все меньше эффекта и служит источником все больших проблем. Если правительство Китая всерьез намерено бороться с сепаратизмом, ему рано или поздно придется изыскивать иные, более современные и более разумные методы.