Являясь одним из крупнейших государств планеты по количеству населения, Пекин, рационально используя свои возможности и людские ресурсы, обеспечивает значительную часть населения работой и, как следствие этого - ежедневным питанием.
Китай имеет огромный внутренний рынок и богатые людские ресурсы, поддерживает у себя общественно-политическую стабильность, следует путем развития, отвечающим его национальным интересам. В условиях заметного спада мирового экономического роста народное хозяйство КНР сохраняет хорошие тенденции развития. Так в первом полугодии валовой внутренний продукт увеличился на 7,9 процента против соответствующего прошлогоднего периода.
Экономический рост во многом связан с политикой Пекина опирающейся на колоссальную работоспособность населения. Но уже сейчас становится ясно, что в поисках более приемлемых условий жизни и труда многие китайские семьи перебрались в страны СНГ, а также образовали китайские кварталы во многих странах мира.
При этом миграционный процесс начал набирать обороты не только в XX веке. Всего за пределами КНР, прежде всего в Тихоокеанском регионе, проживает около 80 млн. человек, проживающих за пределами КНР более чем в 140 странах мира. Часть их - наследники эмигрантов из Южного Китая еще XIV-XVI веков, другие выезжали в качестве черной рабочей силы на британские и иные плантации в XIX веке, многие бежали от гражданских войн, голода и революций в XX веке, некоторые остались за рубежом уже в наше время.
Вполне вероятно, что цифра в 80 миллионов является условной. Не исключено, что по всему миру проживает 85 или более миллионов китайцев, особенно с учетом детей смешанных браков.
Конечно, это, возможно, не такая большая цифра в сравнении с давно превысившим 1 миллиард 200 миллионов населением КНР, но многие члены диаспоры обычно становятся очень влиятельными и богатыми в своих нынешних странах, включая и США.
Разбросанные по всему миру, китайские диаспоры представляют собой паутину, опутавшую многие страны континентов. С первого взгляда кажется, что между китайскими диаспорами, проживающими в разных странах, не существует какой-либо связи. Но это ошибочное мнение.
Уже сейчас наблюдается тенденция роста симпатии китайцев по всему миру к их исторической родине. Чем объясняется этот медленный поворот к патриотизму, который начался в конце семидесятых, с эпохи, связываемой с приходом к власти Дэн Сяопина?
Существует множество версий. Но в настоящее время наблюдается тенденция роста использования зарубежных китайских капиталов для экономического роста страны.
Вполне вероятно, что капитал китайской диаспоры сыграл значительную роль в китайском экономическом чуде. Так, например, на Тайване Линь Чжунпин, вице-председатель Совета по материковым делам Исполнительного юаня, мог лишь приблизительно назвать объем всех тайваньских инвестиций в КНР: от 20 до 50 миллиардов долларов. Официально до 40% всех зарубежных тайваньских инвестиций идет на материк, неофициально - до 70%.
Также отмечается тот факт, что приток капиталов в КНР начался через Гонконг, а чьи они были - тайваньские или, скажем, американские - трудно сказать, но доля китайской диаспоры в этом инвестиционном потоке всегда была очень важной.
В отношении китайской диаспоры, проживающей в США, трудно что-либо утверждать. Но можно предположить, что инвестиции китайской диаспоры, проживающей на территории США, представляли собой значительные потоки.
По приблизительным подсчетам, суммарный годовой доход китайской диаспоры превышает 1 трлн. долларов США. Политика Пекина по собиранию разбросанных по всему миру очагов китайской диаспоры в единую сеть, работающую на свою далекую родину, стала одним из инструментов китайского экономического чуда.
Нельзя упускать из виду, что Пекин всячески поощряет расселение китайцев. Сохраняя жесткие лимиты на переводы денежных средств за рубеж, правительство КНР сняло любые ограничения на перевод денег из-за рубежа в Китай. Подобая политика не только позволяет привлекать значительные инвестиционные потоки в Китай, но и также способствует утечке финансов из других стран мира в пользу Пекина.
Здесь уместно упомянуть об имевшем место быть в Нанкине Всемирном конгрессе предпринимателей китайского происхождения, на котором обсуждались в том числе и факты экономического могущества этнических китайцев, проживающих в других странах.
Так, согласно опубликованным в печати сведениям, они контролируют 50 процентов частного капитала на Филиппинах, 70 процентов - в Индонезии, по 80 процентов - в Таиланде и Малайзии.
Именно этнические китайцы или "хуацяо" (как их обычно называют в Пекине) обеспечивают львиную долю поступающих в Китай иностранных инвестиций, именно по их каналам проходят экспортные операции с десятками стран мира.
Центральная Азия представляет для китайских переселенцев наиболее приемлемый вариант в выборе своего нового места жительства. Но и здесь нужно сделать оговорку, так как в немногих республиках представителей китайской национальности встречают доброжелательно и имеются в наличии полезные площади для обустройства их мест жительства. Наиболее подходящей республикой из стран Центральной Азии является Казахстан.
Чем это обусловлено?
Во-первых, фактически одинаковые с КНР природно-климатические условия, которые позволяют китайским переселенцам, не тратя времени на адаптацию, приступать к интеграции в местное сообщество.
Во-вторых, наличие незанятых ниш в трудовой сфере, что позволяет представителям китайской национальности применить свои знания, способности и опыт и выйти на лидирующие позиции по сравнению с проживающим населением в той или иной сфере деятельности.
В-третьих, наличие обширной территории, пригодной для земледелия, что для китайцев, как для представителей народа испытывающего постоянную потребность в свободной и пригодной для земледелия земли является неоспоримым преимуществом.
В-четвертых, отсутствие запрета на ограничение количества детей в китайской семье, что также является немаловажным фактором при выборе нового места жительства.
В-пятых, недостаточно жесткое по сравнению с КНР законодательство Казахстана, которое позволяет находить наиболее приемлемые варианты решения проблем в разных ситуациях, которые подстерегают представителей китайской диаспоры в Казахстане.
И уже сейчас заметен рост в Казахстане китайской диаспоры. Китайцы проникают сюда различными легальными и нелегальными путями, приобретают жилье или вступают в брак с местными жителями, заводят собственный бизнес.
Представители китайской национальности активно участвуют в предпринимательской деятельности в Казахстане. Не считая подпольного производства, в стране официально зарегистрировано свыше трехсот совместных с КНР предприятий в различных сферах.
Но нельзя упускать из виду, что резкое ухудшение демографической ситуации в Казахстане за последние пять лет, старение населения, эмиграционные потоки в большинстве своем высококвалифицированных специалистов в страны дальнего и ближнего зарубежья, особое геополитическое положение Казахстана и наличие большой площади незаселенных, неосвоенных земель, потребуют от Казахстана принятия оперативных мер. И эти меры должны быть направлены в первую очередь на защиту своих национальных интересов, сохранение национальной идентичности, а также регламентацию миграционных потоков, способных не только повысить количественный состав населения Республики Казахстан, но и изменить национальный состав.