Вторая половина января прошла для всего мирового сообщества в неспокойном ключе, в первую очередь это связано с тем, что в Афганистане участились террористические акты, в которых пострадали десятки, а то и сотни невинных людей.
Так, вечером 20 января вооруженные боевики атаковали Intercontinental Hotel. Всего, по данным МИДа Афганистана, во время нападения погибли 18 человек, 14 из которых – иностранцы. Среди погибших был и гражданин Казахстана, им оказался бизнесмен из Астаны Ерлан ЖАМПЕИСОВ. У погибшего остались жена и маленькая дочь.
27 января в Кабуле произошел ещё один теракт: заминированная машина скорой помощи взорвалась, подъехав к контрольно-пропускному пункту в центре афганской столицы. В результате взрыва погибли не менее 100 человек и более 150 получили ранения. Ответственность за этот теракт также взяла на себя группировка «Талибан».
Уже 29 января пятеро боевиков с гранатомётами пытались ворваться на территорию крупнейшей военной академии в Афганистане. Жертвами атаки стали 11 человек. Ответственность за это нападение взяла на себя группировка «Исламское государство».
Все эти теракты не остались без внимания казахстанской стороны. Дело в том, что все они пришлись на тот момент, когда Казахстан занял позицию председателя в Совете Безопасности ООН. Причем одной из главных тем, которые озвучила наша страна, беря на себя обязанности председателя, был именно афганcкий вопрос.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с политологом Исламом КУРАЕВЫМ, специализирующимся на вопросах Центральной Азии и Ближнего Востока, дабы разобраться в том, что на самом деле происходит в Афганистане и по каким причинам Казахстану так и не удалось повлиять на ситуацию.
- За последнее время в Кабуле произошло несколько крупных терактов, в своем telegram-канале вы заявили, что охвативший Афганистан хаос далеко не случаен. Чем можно объяснить возросшую активность террористов?
- Ситуация в Афганистане с середины прошлого года сама по себе неоднозначная. Как показалось всем, Афган стал более или менее стабильным, но теперь ситуация изменяется в худшую сторону. Есть ряд причин. На мой взгляд, можно выделить несколько:
- Строительство Китаем железных путей, которые соединят Поднебесную с Исламабадом, Кабулом и Душанбе. Кстати, сердце данного маршрута как раз таки будет сосредоточено в Афганистане. Такая идея не всех устраивает, так как укрепления Пекина в регионе никто не хочет, с этим и связано осложнение ситуации после объявления такого амбициозного проекта в рамках более глобального «Один пояс – Один путь».
- Возможное увеличение военного контингента США, о котором говорят в последнее время, причем глава Белого дома Дональд Трамп решительно настроен. Данный факт вызван прежде всего для укрепления своих позиций в регионе, в последнее время возможны новые вызовы, а США, как правило, в геостратегическом плане идут далеко впереди. Как мне кажется, стоит ожидать в Афганистане чего-то большего, чем сейчас есть.
- Отказ США финансировать Пакистан в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. Теперь Исламабад не видит особых причин сдерживать подконтрольных ему боевиков, что говорит о возможном обострении ситуации. Само же пакистанское правительство начало резко ориентироваться на Россию, и сейчас активно ищет союзника в ее лице, что, возможно, приведет к новому противостоянию Москвы и Вашингтона в Центральной Азии.
Каждая из причин сыграла свою роль в осложнении ситуации, возможно, оказала не прямое воздействие, но косвенно это точно отразилось на Афганистане, и дальнейшее развитие событий зависит от больших игроков, в руках которых талибы - «больной ребенок».
- Какие цели преследует «Талибан»?
- Изначально «Талибан» хотел править всем Афганистаном, сегодня же сказать, что у него есть определенная цель, невозможно. Их действия хаотичны и не централизованы. Считаю, что они больше ждали подходящего момента для себя, видимо, время их выхода настало сейчас.
- Сейчас все крупные политики, включая того же Трампа, говорят о том, что пришло время покончить с «Талибаном», может ли случиться так, что в ближайшее время эта группировка станет «новым ИГИЛом» и все мировое сообщество будет пытаться с ней бороться? Или же масштаб не тот?
- В рядах любой, абсолютно любой террористической группировки есть свои агенты разведки, как минимум, в 10-20 странах мира, возможно, и больше. Все понимают, что движение возникло исходя из возможной потребности общества, а уже впоследствии радикализировалось. Борьба с «Талибаном» - это все равно, что водить вилами по воде, ведь афганский народ сотни лет воюет и еще не был покорен никем, даже если номинально уничтожат талибов, придут другие. В данном случае стоит отметить, что талибы были, есть и будут, они, во-первых, выгодны, а во-вторых, нет смысла ликвидировать то, чем можно управлять.
Относительно громких заявлений политиков могу сказать одно: чаще всего слова у них расходятся с делом. А ставить «Талибан» наравне с ИГИЛом крайне неправильно, ведь цели и масштабы у них совсем разные, даже методы отличаются.
- Почему до этого на «Талибан» не обращали должного внимания, хотя теракты они устраивают с довольно большой регулярностью? По каким причинам широкое внимание общественности было привлечено к ним только сейчас?
- «Талибан» крайне редко совершал теракты, где могли пострадать мирные жители. Очень часто они атаковали военных и полицию, тем самым демонстрируя свое непризнание действующего правительства и его союза с США. Что касается взора мировых СМИ, так причин немного, Сирия уже не актуальна, Афганистан должен стать перевалочным пунктом в информационном пространстве, и он им станет. Какие цели преследует Казахстан, председательствуя в Совете Безопасности ООН - Ашимбаев
- Начиная свое председательство в Совбезе ООН, Казахстан заявил о важности построения партнерства в Афганистане и обеспечения безопасности в регионе, да и в целом Казахстан не остается безучастным в обсуждении афганских проблем. С чем это связано? Почему Афганистан так важен для Казахстана?
- Причина, на мой взгляд, одна - Афганистан рядом, и его стабильность - это возможность избежать потока различных террористических групп к своим границам. Как правило, мысли о глобальном не покидают людей, которые уже пошли на войну, поэтому террористы не любят сидеть на месте и при накале ситуации начнут расползаться по всему региону, это как химическая реакция, когда при нагревании железная руда превращается в литье, а какое состояние оно примет - уже зависит от того, как направить и в какую форму залить.
- В целом Казахстан выполнил свои обязательства: поднял проблематику Афганистана, и даже посол Казахстана в ООН Кайрат Умаров возглавил делегацию Совбеза ООН в Кабуле, которая стала первым визитом в Афганистан с 2010 года. Но по каким причинам это не дало результатов? К тому же мы видим ухудшение ситуации, с чем это связано?
- Как мне кажется, стороны попросту не заинтересованы в урегулировании конфликтной ситуации или же Казахстан их не устраивает как медиатор. Хотя тут есть особый момент: в качестве площадки для примирения сторон выступит Узбекистан. Хочу заметить, что изначально с такой инициативой выступила наша страна и предложила конкретный план действий, но результат мы видим. Думаю, причин на этот счет также две: либо мировое сообщество считает, что мы и так несем большую ношу, либо у нас появляется реальный региональный конкурент в лице соседнего Узбекистана.