В центре напомнили, что это предприятие создавалось в середине 80-х годов прошлого века с расчетом на нагрузку по программе «Энергия-Буран».
«Для первого советского космического многоразового «челнока» на 251 площадке космодрома построили и уникальный посадочный комплекс из особо прочного армированного бетона толщиной до 50 см», - напомнили в музее истории космодрома в среду. Сегодня этот посадочный комплекс, оснащенный средствами для всепогодной посадки самолетов, известен как аэродром международного класса «Юбилейный». По причине отдаленности от Байконура им пользуются только делегации высокопоставленных чиновников.
Первый полет «Бурана» 15 ноября 1988 года оказался последним - программу свернули.
Поскольку мощности кислородно-азотного производства оказались избыточными, его запускают дважды в год – осенью и весной. С начала октября на заводе выработали более 3700 тонн кислорода и почти 1 тыс. тонн азота.
«Этого количества достаточно для работы космодрома до весны, когда производство запустят вновь», - отметили в космическом центре «Южный».
Жидкий кислород используется в качестве окислителя при пусках ракет «Союз» и «Протон» и для охлаждения баков ракет перед их заправкой. Азот применяется как инертный газ при обеспечении технологических процессов.