Окончание, начало см.здесь.
С одной стороны, всем ясно - эта республика уже никогда не станет политически стабильной.
Уход с политической арены второго по счету "всенародно избранного президента" воспринимается как очередной этап революционных событий, которые приобретают хронический характер.
В этом плане киргизская революция лишь пережила еще один этап. Сколько будет всего этапов, никто не знает. С другой стороны, последствия киргизского бунта по-своему анекдотичны. Некоторые, после того, как Аскар Акаев эмигрировал в Россию, полагали, что пул бывших киргизских президентов поселится в Подмосковье. Судя по тому, что Курманбек Бакиев оказался в Джелалабаде, на родине своих предков, он не последовал традиции. Это может означать лишь одно: через 10-15 лет различные регионы Кыргызстана могут стать пристанищем других бывших президентов и именоваться "Родиной пяти-шести или семи президентов". Вполне неплохой туристский бренд, на котором киргизы могут заработать неплохие деньги.
Бывшие президенты будут писать воспоминания, издательства - их публиковать, а туристические агентства - предлагать продукт потенциальным любителям экзотики.
Но самое страшное как раз в том и заключается, что после и этой революции бизнесу придется начинать сначала. Мародерство в Кыргызстане приняло массовый характер.
Вялая реакция международной общественности свидетельствует о нежелании человечества заморачиваться на большой киргизской проблеме. С призывами к диалогу и мирному разрешению конфликта выступили только те организации и администрации, которые не могут не отреагировать: ООН, Евросоюз, администрация президента США, руководство Китая и России - вот небольшой список субъектов, которых киргизский бунт волнует. Правда, отчасти…
Дальше деклараций и пожеланий дело не движется. Никто не хочет становиться добровольным посредником в конфликте, суть которого проста до банальности: кого бы в Кыргызстане ни избирали президентом, он начинает воровать и закручивать гайки. Что, в свою очередь, вызывает недовольство населения, оно восстает и свергает сатрапа. Поэтому разбираться в первопричинах бунтов нет никакого смысла: ими могут стать любые события, так или иначе связанные с действиями или бездействием властей.
Россия категорически отрицает…
Статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин поспешил дать отпор некоторым слухам, разошедшимся в виртуальном пространстве. По его словам, российская сторона категорически отрицает любую причастность к происходящим в данный момент событиям в Киргизии.
"Категорически хочу выразить недоумение в связи с теми информационными фальсификациями, которыми сейчас кто-то наполняет всю информационную площадку. Это недобросовестные, лишенные всякого основания вымыслы", - подчеркнул дипломат.
Россия призвала власти республики и оппозицию разрешить ситуацию демократическими методами, а не применением силы в ущерб для граждан страны. При этом Карасин признал, что ситуация "действительно непростая" и в РФ "внимательно следят за развитием событий". "Пока самое главное - не допустить развития событий по драматическому сценарию, не дать "разгореться костру", - подчеркнул он.
Что бы там официальные представители не отрицали, наблюдатели не могут не видеть заинтересованности Кремля в событиях, происходящих в регионе. Что же касается бывшего режима Курманбека Бакиева, заинтересованность повышается вдвойне.
Во-первых, именно с Бакиевым связано последнее дипломатическое фиаско России. Кремль так и не смог добиться полного закрытия американской базы в Кыргызстане. Сначала Бакиев в феврале прошлого года в довольно жесткой форме заявил о закрытии американской базы, и даже перекрыл доступ к ней 11 государствам Запада. Но, в конечном счете, все обернулось если не пшиком, то результатом, который Кремль явно не удовлетворяет. На территории базы согласно американо-киргизским договоренностям открыли Центр транзитных перевозок. Чем конкретно Центр отличается от военной базы, понять сложно.
Во-вторых, Бакиев "кинул" Россию по вопросу открытия еще одной российской военной базы на стыке государственных границ Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана на территории Ферганской долины. Именно эта база должна была стать ключевой в плане усиления российского военного присутствия в Центральной Азии. Конкретно, в самой ее напряженной точке.
Все потуги Кремля еще раз свидетельствуют об отсутствии цельной, понятной президентам центрально-азиатского региона, программы действий. А такие разовые попытки усилить свое влияние, как правило, вызывают раздражение и непонимание в соседних государствах. Достаточно вспомнить резкую, почти истерическую реакцию официального Ташкента на попытки открыть в Кыргызстане вторую военную базу.
Вместо того, чтобы отнекиваться от заинтересованности в центрально-азиатских делах, России стоит выработать собственную стратегию в регионе. Для начала запросить позиции глав государств ЦА о том, как они представляют систему коллективной безопасности в регионе. Потом проанализировать их, вывести общие моменты, и на этой основе разработать стратегию России в ЦА.
Попытки одностороннего лоббирования определенных идей, к примеру, коллективных сил в рамках ОДКБ, приводят к ненужным последствиям - тому же отказу Узбекистана в них участвовать.
Американский след
Киргизские бунты с подачи российских СМИ принято называть "тюльпановыми революциями". Когда весной 2005 года киргизы изгоняли из страны Аскара Акаева и ставили на его место Курманбека Бакиева, те же СМИ много и усердно писали о том, что именно американцы спонсировали волнения. Потом, правда, выяснилось, что основную часть денег давали сами киргизские бизнесмены.
Конечно, можно по-человечески понять бывшего президента Аскара Акаева, который в своем недавнем интервью вновь увидел американский след. В России, где в последние годы практически во всем происходящем как внутри страны, так и за ее пределами, видят исключительно козни ребят с берегов Потомака, выдвигать другую версию - себе дороже.
Американцы - не дураки, тем более не увальни, не знающие цену деньгам. Они практически в открытую говорят о своей поддержке настоящего грузинского и бывшего украинского президентов. США заинтересованы выстроить буферную зону, разделяющую Россию и Европейский союз.
Про Кыргызстан американцы никогда и ни при каких обстоятельствах таких заявлений не делали. Вывод очевиден: в начале 2000-х годов государства Центральной Азии США были нужны для поддержки антитеррористической операции в Афганистане. Поэтому в американских друзьях были замечены Узбекистан, в большей мере, и Кыргызстан, всегда в меньшей степени.
С 2005 года, когда пришлось уйти с базы Карши-Ханабад в Узбекистане, американский интерес к военной инфраструктуре в регионе стал спадать. Не случайно, США попросили Россию посодействовать им в налаживании сухопутного транзита невоенных грузов в Афганистан. И добились своего.
Поэтому довольно спокойно американцы отнеслись и к потере военной базы в аэропорту "Манас" Кыргызстана. Ни весной, ни в конце прошлого года США не старались во что бы то ни стало остаться в этой центрально-азиатской стране. Вялые переговоры на предмет повышения платежей за базу велись, но, судя по всему, чисто по инерции.
Недавнее заявление американских военных в ходе их вояжа по региону о том, что Пентагон не собирается открывать и даже обсуждать открытие военных баз в государствах Центральной Азии взамен "Манаса", говорит об очевидном: американцы перестали считать свое военное присутствие залогом усиления их влияния в регионе.
Выводы
Чтобы сделать более-менее серьезный анализ событий в Кыргызстане, нужно постараться абстрагироваться от собственных симпатий и антипатий.
Киргизский бунт, и это очевидно, выгоден России. Правда, лишь в одной возможной плоскости: Кремль может через ОДКБ пролоббировать решение о размещении военной базы в киргизской части Ферганской долины. Но чтобы этот план осуществился, необходимо сменить Бакиева, что и произошло.
Но данная выгода не может свидетельствовать о том, что именно Россия спровоцировала киргизский бунт. Часто бывает так, что некоторые события оказываются выгодными тем или иным странам, хотя последние никак в них не участвовали.
Немаловажным свидетельством непричастности Америки является мародерство, принявшее в Кыргызстане массовый характер. Революции в Украине и Грузии, помнится, прошли организованно, без всякого мародерства.
Как и в 2005 году, киргизский бунт начался из-за денег, или доступа к ним. И неизвестно сколько еще раз будет происходить то же самое…