ПРОДЮСЕРЫ ЖАЖДУТ ПОДДЕРЖКИ
До сих пор депутаты Парламента РК, неизвестно по каким причинам, закона, регулирующего вопросы в нашем кинематографе, не принимают. Некоторые депутаты убеждены, что действующего закона о культуре достаточно, пользуйтесь, мол, им.
Кинематографисты же возлагают большие надежды на закон как на инструмент, помогающий стабилизировать господдержку кино. Необходимы дополнения и налоговые условия, которых так жаждут независимые продюсеры.
Если ссылаться на мировую практику, то становится очевидным, что для успешного развития кинематографа во главу процесса необходимо поставить именно продюсерскую модель кинопроизводства. Продюсер отслеживает все этапы создания ленты и делает все, чтобы картину увидел зритель. Поэтому в последние годы члены Союза кинематографистов при любой возможности заявляют о том, что продюсерского кино в нашей стране не будет до тех пор, пока не выйдет закон о кино, который будет регулировать взаимоотношения между государством и организациями, производящими кино.
ЧЕМ ЖЕ МЫ ВЛАДЕЕМ?
Если говорить о национальном кинематографе, то необходимо отметить, что за последние несколько лет казахстанские картины были представлены и удостоены призов на крупнейших международных фестивалях класса “А” в СанФранциско, Каннах, Брауншвейне, Турине, Париже, Москве и многих других. Эксперты относят рассвет национального кино на 80е годы перестроечной эпохи. В тот период все отмечали рождение «новой» казахской волны. Представителями той «волны» были выпускники студии Сергея Соловьева, которые, не впадая в компромисс с существующими эстетическими стереотипами, очень гармонично сочетали в своих фильмах как исконно национальную, так и мировую культуру.
В годы перестройки появляются лучшие ленты в истории Казахфильма: «ЙяХха» и «Игла» Рашида Нугманова, «Последние каникулы» Амира Каракулова, «Влюбленная рыбка» Абая Карпыкова. В ту пору эти картины на многих произвели впечатление: подкупал взгляд их создателей на мир советской молодежи, в которой, кроме свежих взглядов и иных настроений, таилась перспектива новой — во всяком случае для советского идеологизированного кинематографа — эстетики.
Расцвет казахской "новой" волны пришелся на середину и конец 90х годов. Отечественные картины спонсировались исключительно западными кинокомпаниями, с целью их показа на зарубежных кинофестивалях. К примеру, картина Дарежана Омирбаева “Кардиограмма” шла во французском прокате, фильм “Фара” Абая Карпыкова был создан при поддержке Госкино России, завоевав при этом две премии Московского кинофестиваля, а «Три брата» Серика Апрымова создавался итальянскими продюсерами для участия в одном из итальянских кинопоказов.
Тем временем киностудия “Казахфильм” претерпевала множество изменений и несколько раз деструктурировалась.
Сегодня киностудия «Казахфильм» запускает 810 картин в год. На этой киностудии существует сценарный портфель, а коллегия определяет, какие сценарии запускать, а какие доработать. Есть там и современная тематика это триллеры, комедии, боевики.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Менеджер по развитию сети кинотеатров «Кинопарк» в Казахстане Ерлан БУХАРБАЕВ:
- В кинотеатрах Казахстана большим успехом пользуются западные фильмы. Чем это объяснить?
- Мы действуем исключительно в интересах наших клиентов. Для неискушенного зрителя приоритетным остается кино, отвечающее духу современности и исполненное технологически в западной манере. К сожалению, национальным картинам подобные критерии пока не присущи, но мы как прокатчики всегда поддерживаем и «Казахфильм», и молодых кинематографистов.
Этой осенью у нас проходила декада казахского кино, в которой были представлены четыре ленты и которые мы крутили в праймтайм.
К сожалению, в ближайшее время показ отечественных лент не ожидается. Фильмы есть, но организовать регулярный показ этих фильмов мы не можем. Проблема в том, что отечественное кино не является коммерческим, оно не имеет предпоказной раскрутки, достаточного количества хороших копий и по сути является авторским, а значит, предназначено не для широкой публики.
Например, за последние три года среди всех отечественных кинолент были лишь два удачных в коммерческом плане кинопроекта: «Рэкетир» Ахана Сатаева и «Монгол» Сергея Бодрова. Эти картины наглядно продемонстрировали, что на наших фильмах можно заработать. Поэтому пока национальное кино не перейдет на продюсерскую модель и не будет создавать современные и независимые картины, не стоит винить во всем прокатчиков, для которых кино это прежде всего бизнес.
Член Союза кинематографистов, операторпостановщик Талгат ТАЙШАНОВ:
- Что вы теряете как кинематографист в нынешних условиях при отсутствии того же закона о кино?
- При отсутствии оного в нашей стране мы до сих пор не имеем института продюсерства. Возьмем, к примеру, Россию, где много лет существует такая система: Госкино России устраивает тендер на поддержку художественных проектов. При этом не дается 100процентный бюджет, а даются от 40 до 60% в зависимости от темы фильма. Часть средств создатели проекта должны найти или через кредит, или привлечь инвесторов. И соответственно получается, что сто картин выходят при поддержке Госкино России и частного бизнеса. При этом инвесторы, которые вкладывают деньги в кино, освобождены от налогов.
В Казахстане действующая киносистема пока что оставляет желать лучшего. Ты получаешь деньги, фильм снимается на киностудии "Казахфильм". Картина завершается, а что ты будешь делать с ней дальше, уже никого не волнует. Отечественные кинематографисты уже четвертый год пытаются провести закон о кино. Однако это очень сложно! На мой взгляд, данный закон должен касаться финансовых интересов очень многих структур:
а) кинопрокатчиков;б) телевидения; в) кабельного телевидения;г) владельцев DVD.
Все они должны, согласно этому закону о кино, отчислять какуюто сумму на национальное кинопроизводство.
ЗАВИСИМАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ
К сожалению, при создании картин отечественные режиссеры еще не способны быть полностью независимыми от государства. С одной стороны, это и не нужно: когда помогает государство, становится только лучше всем. Но с другой стороны, играя по правилам «Казахфильма», режиссерам сложно пробиться на широкие экраны. Почему? Сейчас много противников коммерческого кино, так как некоторые деятели искусства боятся полного исчезновения государственной киностудии.
Год за годом для руководства «Казахфильма» основным является, прежде всего, государственный заказ, то есть кино с бюджетом в 34 миллиона долларов, которому не суждено иметь коммерческого будущего.
Для молодых режиссеров, делающих первые шаги в своей карьере, при подобной финансовой поддержке уже не приходится думать о славе и народном признании, а создавать свои картины, скорее, для второсортных кинофестивалей, нежели для широкой публики. Но, тем не менее, в режиссерской среде уже прослеживается тенденция к собственной, независимой от государства самореализации.
При этом нельзя забывать, что и киностудией «Казахфильм» создавались великие ленты – «Кыз Жибек», «Балкон», «Игла» фильмы, которые уже в разряде культовых и в памяти каждого киномана.
НАРОДНОЕ МНЕНИЕ:
Женис Мукатов, студент:
- Сегодня застать отечественный фильм на казахстанских экранах очень сложно, а от голливудской жвачки я уже устал, поэтому хотелось бы как можно чаще видеть на экранах кинотеатров родное казахское кино.
Даурен Токсанбаев, географ:
- Мне кажется, что нашему кино не хватает той самой голливудской масштабности и энергетики, на которые всегда клюет неискушенный зритель. Хотелось бы вновь увидеть чтонибудь динамичное в стиле «Рэкетира».
Ринат Тухватов, архитектор:
- Сегодня весь репертуар кинотеатров составляют голливудские блокбастеры, так как в них больше зрелищности и энергетики.
Александр Зубринов, актер театра:
- Молодежь сейчас смотрит в основном голливудские боевики, а про отечественное кино даже не слышит. Почему у нас прокат завален иностранной продукцией? Потому что нет привлекательных условий, помогающих продвигать отечественную продукцию.
ХРОНИКА УСПЕХА
Фильм «Кочевник» был задуман, как дорогостоящий национальный проект, способный не только окупить себя, но и вывести казахстанский кинематограф на новый, мировой уровень. Для создания столь масштабного проекта киностудией «Казахфильм» были привлечены западные специалисты и второсортные американские актеры. Однако фильм с бюджетом в 35 миллионов долларов создавался около пяти лет и успел сменить трех режиссеров.
«Кочевник» не сумел окупить даже десятой доли своего бюджета.
Фильм «Монгол» Сергея Бодрова с бюджетом в 15 миллионов евро явился крупнейшей международной продукцией, в которой участвовали Казахстан, Россия и Германия. В итоге, после двух лет съемок «Монгол» занял лидирующую позицию в рейтинге самых кассовых фильмов за 2007 год и стал первым казахстанским фильмом, представленным на американской кинопремии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Режиссер Рашид Нугманов приступил к съемкам римейка знаменитого фильма «Игла», главную роль в котором играл Виктор Цой. В этот фильм войдут эпизоды с участием Цоя, не демонстрировавшиеся ранее. Сниматься в картине будут Александр Баширов, Петр Мамонов, Марина Смирнова.
Планируется, что съемки завершатся осенью 2009 года. Саундтрек к фильму сочиняют музыканты группы «Кино».
В тему
Там, где действует закон о кино, национальные фильмы являются неотъемлемой частью государственного кинопроката. Например, во Франции, где принят такой закон, 20% объема проката занимает национальное кино. За счет этих 20% возникает рынок, благодаря которому появляется конкуренция среди продюсеров и режиссеров.
Арсен НУРТАЗИН, Астана