Кино и министр

Кто будет решать, какое кино нужно финансировать из бюджета страны, почему казахстанский фильм о геях “Айбек” попал под категорию национального кино?

Об этом и о многом другом в эксклюзивном интервью рассказал министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы.

– Принятие Закона “О кинематографии” – по праву историческое событие, которого долго ждали, – рассказывает Арыстанбек Мухамедиулы. – Как мы знаем, киноискусство оказывает колоссальное влияние на развитие общества, формирование общественного сознания. Поэтому в первую очередь новый закон направлен на поддержку национального производителя, во-вторых, он обеспечивает действенную помощь казахстанскому кино в массовом прокате и, третье, – это выход на мировой рынок.

Ключевым моментом стало введение новой модели финансирования проектов со стороны государства и их дальнейшего продвижения. Ни для кого не секрет, что сегодня активным продвижением кино никто серьезно не занимается, в стране абсолютно не развита система работы специализированных продюсерских компаний, которые бы обеспечивали хороший маркетинг фильмам еще на стадии их подготовки, при том, что у нас есть великолепные режиссеры, замечательные сценаристы, высокопрофессиональный творческий состав и артисты.

В этих целях создается Государственный центр поддержки национального кино.

Налоговые льготы

– Вы неоднократно говорили о привлечении в страну крупных иностранных кинокомпаний. Есть ли интерес у них работать в Казахстане?

– Как вы знаете, в январе прошлого года в ходе визита главы государства в США состоялась встреча с вице-президентом Американской ассоциации киноиндустрии госпожой Гейл Маккинен, отметившей заинтересованность Голливуда в работе с Казахстаном. В преддверии этого я встретился с представителями крупных американских кинокомпаний “Warner Bros. Entertainment, Inc”, “Motion picture”, “20th Century Fox”, “NBC Universal”, “The Walt Disney Company”, “YMF Enterprises Paramount Pictures Corporation”, “HBO West Coast Production”, “A+E Studios” и других, где впервые мы обсудили закон и основные условия сотрудничества. Отмечу, что были достигнуты очень полезные договоренности.

Представители некоторых из них прибыли в Казахстан и заинтересовались возможностями, которые мы можем предложить.

Отрадно и то, что и руководители крупнейших кинофестивалей мира – Венецианского, Берлинского и других – приняли участие в работе нашего кинофестиваля “Евразия”. На его площадке уже второй год проходит международный кинорынок “Eurasia Film Market” для кинопрокатчиков, дистрибьюторов, sales-компаний, отечественных и зарубежных продакшн-студий.

Поэтому очень важно, что с принятием именно этого закона государство сделало серьезный правовой шаг для привлечения в страну иностранных кинокомпаний, представляя им по опыту передовых стран субсидии или рибейты (rebates) для производства фильмов на территории Республики Казахстан. Очень важно, чтобы закон был и для зрителя тоже - эксперты о принятом Законе "О кинематографии" в Казахстане

Нужно понимать, что для многих стран создание кино наряду с продвижением своих ценностей еще и очень высокодоходный бизнес. Отсюда они целенаправленно ведут политику привлечения крупных иностранных кинокомпаний. Для примера, в Великобритании действует 30-процентный рибейт для иностранных кинопроизводителей и 100-процентные налоговые скидки на деятельность в сфере культуры, если они используют местные кадры.

Известный пример: после выхода фильма о Гарри Поттере в Великобританию хлынули миллионы поклонников и туристов для путешествия по местам съемок, они обеспечили многомиллиардные вливания в экономику страны.

Такие же серьезные налоговые скидки до 46 процентов затрат на рабочую силу преду­смотрены в Канаде. Безусловно, это делает страну особо привлекательной для производителей, и она на протяжении многих десятилетий остается одним из крупнейших кинопроизводственных центров мира.

В Венгрии с 2015 года действует чистая ставка налогового возврата до 30 процентов на всю кино- и телепродукцию, производимую в стране.

Благодаря этому здесь были сняты масштабные проекты “Крепкий орешек-5”, “Шпионка” и другие. Во Франции юридические лица имеют право на вычет из налогооблагаемого дохода до 50 процентов, а физлица – до 100 процентов своих вложений, если они не превышают 25 процентов совокупного чистого дохода. В Италии эта мера позволяет выводить из налогообложения 70 процентов доходов от кино, и таких примеров много.

Подобные меры теперь преду­смотрены у нас. В новом законе обязательным условием для иностранных кинопроизводителей является привлечение к съемкам казахстанских актеров, технических специалистов, а также аренда кинооборудования, съемочных площадок, транспортных услуг и т. д.

С удовольствием хотел бы отметить, что уже сделаны первые шаги в создании совместных проектов. Колоссальный успех имеет картина “Амре”, снятая совместно с компанией “Darplay” и голливудскими творческими группами. Картина получила главную награду голливудского кинофестиваля “Best Global Hollywood Film”. На сегодняшний день это первый успех казахстанского кино на таком высоком уровне! В ближайшее время в широкий мировой прокат выходит первый казахстанско-китайский фильм “Композитор”. Лидером российского проката стала совместная работа “28 панфиловцев”.

В этом году ожидается большая премьера самого масштабного и сложного реалити-шоу в мире “The Amazing Race”, съемки которого осуществлялись американской компанией “Worldrace Productions, Inc” при содействии “Казахфильма” в ноябре прошлого года в городе Алматы.

Трансляция будет вестись на известном американском канале “CBS”. Впереди еще несколько крупных кинопроектов.

Вполне очевидно, что подобная совместная работа – это прежде всего высокая заявка на выход на мировой рынок проката для повышения узнаваемости Казахстана как успешной страны. Это колоссальные возможности для развития смежных с кино секторов экономики и, что особо важно, повышения туристической привлекательности Казахстана, как это было в Новой Зеландии после выхода фильмов “Аватар” и “Властелин колец”.

– В законе отмечено, что для мотивации производителям отечественной кинопродукции нужно предоставлять налоговые льготы. Каким образом?

– Впервые на законодательном уровне предусмотрены налоговые преференции для казахстанских производителей кино. Прежде всего освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) от вложенных в производство средств в размере 12 процентов. Кроме этого, освобождение от корпоративного подоходного налога (КПН) в размере 20 процентов при прокате национального кино в кинотеатрах. Очевидно, что это создает благоприятные условия для инвестирования и привлечения казахстанских производителей в эту индустрию, и, что важно, с помощью именно этого закона национальное кино получает серьезные преимущества перед зарубежными фильмами при массовом прокате. “Айка” и другое кино

Зерна от плевел

– Как вы прокомментируете заявление сенатора Дулата Куставлетова, считающего, что “казахстанское кино больно попкорном и искусственной коммерциализацией, идет полное оболванивание зрителей”. Он также обвиняет минкультуры в пропаганде неприемлемых для казахстанского общества идей. В качестве примера приводит казахстанский фильм о геях “Айбек”, который попал под категорию национального кино. А еще депутат Куставлетов недоволен тем, что казахстанские режиссеры приглашают на главные роли иностранцев и предлагают им высокие гонорары. Наши артисты тем временем остаются в стороне. Речь идет о ленте “Кочевники”, где главную роль сыграл голливудский актер Марк Дакаскос?

– Могу предположить, что господин Куставлетов был неверно информирован, и здесь необходимо отделить зерна от плевел. Я не смотрел “Айбек”, и у меня нет такого желания. Думаю, его смотрят те, кому эта тема близка. Могу сказать, что министерство не имеет к этому фильму никакого отношения, и соответственно статус национального ему не присваивался. И поэтому мы приняли именно такой закон, который будет систематизировать всю кинодеятельность, не допуская создания подобного кино.

Также господин сенатор делает ошибочные заявления касательно картины “Кочевники”, где, к сожалению, во главе режиссерско-постановочной группы стояли не казахстанские режиссеры. Автором сценария и генеральным продюсером был заслуженный деятель Азербайджана Рустам Ибрагимбеков, во время съемок сменилось несколько режиссеров: первым картину снимал американец Иван Пассер, завершал работу российский режиссер Сергей Бодров, и только за казахскую версию отвечал режиссер Талгат Теменов.

Опять же хочу обратить внимание, что именно в этом законе предусмотрены такие нормы, по которым в состав участников создания национального кино может входить не более 50 процентов лиц, не являющихся гражданами нашей республики, включая авторов фильма, сценария, музыкальных произведений, операторов, постановщиков и других.

Кроме того, фильм будет признан национальным только в случае, если при его производстве, распространении и показе не менее 70 процентов работ осуществлялось организациями, зарегистрированными в Казахстане.

Не буду скрывать, при разработке закона было сильнейшее сопротивление. Понимаю, что неурегулированность данного рынка многим была на руку, потому как лучше всего “рыба ловится в мутной воде”.

Я считаю, что за последние пять лет сделан колоссальный прорыв в отечественном кино.

Снято огромное количество уникальных масштабных национальных картин, получивших грандиозное признание зрителя и отмеченных на престижнейших кинофестивалях мира. Это фильм “Дорога к матери” режиссера Акана Сатаева, признанный лучшим на международном кинофестивале “Welink” в Нью-Йорке, историческая картина “Аманат” режиссера Сатыбалды Нарымбетова о трагической судьбе Ермухана Бекмаханова, фильм “Кунанбай” режиссера Досхана Жолжаксынова, “Оралман” режиссера Сабита Курманбекова, “Балуан Шолақ” режиссера Нургельды Сатыгулова, первые полномасштабные анимационные картины “Қазақ Елі”, “Культегин”, “Мұзбалақ” и другие.

Оглушительный успех получила историческая сага “Алмас қылыш” режиссера Рустема Абдрашева. Уже в ближайшее время выйдет продолжение картины “Алтын Тақ”, с огромным удовольствием приглашаю всех на премьеру. Также завершена работа над историческим проектом Ахана Сатаева “Томирис”, идет монтаж картины. В целом очевидно, что национальное кино находится на подъеме! Зритель с огромным удовольствием вернулся в кинозалы и с нетерпением ждет новых казахстанских премьер.

“Я четко обозначил свою позицию”

– На одном из заседаний совета по культуре и искусству вы перечислили ряд фильмов, которые, по вашему мнению, позорят Казахстан. Среди них картины “Хозяева”, “Риэлтор”, а также “Уроки гармонии”. Прошло несколько лет с момента вашего заявления, пополнился ли ваш черный список новыми названиями?

– Действительно, я придерживаюсь мнения, что политика производства национального кино – это не вопрос узкой творческой направленности, а вопрос сохранения собственной идентичности, нравственных, общечеловеческих ценностей, и даже могу сказать, это вопрос национальной безопасности. Рецензия Владимира Рериха на фильм Фархата ШАРИПОВА “Тренинг личностного роста” (в первоначальном варианте “Секрет лидера”)

Я не морализирую, но все мы знаем, что в мире действуют целые институты и так называемые идеологические центры, использующие разнообразные методы политтехнологий для дестабилизации национальных политик.

В данном случае именно через искусство, литературу, театр, кино насаждаются самые низменные человеческие чувства, вдалбливается в сознание культ насилия, садизма, предательства, словом, всякой безнравственности, как результат – стремительная утрата общепринятых и понятных человеческих ценностей.

Я четко обозначил свою позицию в данном вопросе. Ясно, что моя деятельность вызывает сопротивление у адептов подобных течений. Непосредственно с режиссером фильма “Уроки гармонии” Эмиром Байгазиным мы обменялись пожеланиями. И я с удовольствием отмечу, что министерство выступило заказчиком его новой картины “Өзен”. Это содержательный фильм о преданности, сплоченности, общечеловеческих ценностях.

За эту работу впервые в истории отечественного кино казахстанский режиссер Эмир Байгазин завоевал престижнейшее звание “Лучший режиссер” на Венецианском кинофестивале в секции “Горизонты”.

Это достойное доказательство того, что можно завоевывать высокие награды и признание своим художественным мастерством, не предавая нравственные устои и ценности. Уверен, мы будем еще много и продуктивно сотрудничать.

Алматы