Практическая ценность кимешека довольно очевидна: он защищал голову, особенно волосы, шею и грудь женщины от пыли, ветра, холода и жары, не давал волосам падать в казан во время готовки. У молодых женщин кимешек обычно был длинным, чтобы удобно было прикрывать грудь при кормлении ребенка в юрте, где не было отдельных комнат.
Но этот головной убор нес гораздо большее значение.
Во-первых, он обозначал статус своей владелицы. Большинство девушек готовили его заранее - лет за 5 до замужества, но обычно надевали его после рождения первого ребенка. Таким образом, по нему можно было понять, что перед вами супруга и мать семейства. Постепенно сакральный смысл кимешека как символа материнства, семьи, мира между людьми стал настолько велик, что появился запрет на то, чтобы наступать или перешагивать через кимешек.
Если женщина становилась вдовой, то в первый год после смерти мужа она носила кимешек наизнанку, чтобы не было видно украшений.
Во-вторых, по нему можно было понять, насколько женщина искусна в рукоделии - многие сохранившиеся до нашего времени кимешеки украшены сложными вышивками. Но богатые яркие орнаменты были предназначены для молодых женщин. С возрастом, с появлением новых детей и внуков, кимешек становился все лаконичней в отделке, пока не оставалась только самая простая вышивка белыми нитками. В узоры закладывался и дополнительный смысл - они должны были защитить молодую мать и ее детей от сглаза и т.д. Многие украшения для кимешека изготавливались отдельно и нашивались так, чтобы потом их можно было снять.
Считалось, что доминирующий в орнаменте цвет указывал на возраст женщины: красный для молодых, желтый - для зрелых, белый - для пожилых.
В-третьих, кимешек демонстрировал материальный достаток женщины через отделку дорогими материалами, например - кораллами или серебряными бляшками.
В-четвертых, по крою кимешека и выбору узоров можно было понять, откуда родом женщина, которая его носит. Когда за девушку не платили калым
Собственно кимешек - это несколько кусков ткани, скроенных и сшитых таким образом, чтобы оставлять открытым лицо, но прикрывать волосы, шею и плечи женщины. Иногда кимешек делался длинным, чтобы также закрывать грудь и спину.
Ткань, которую пожилые женщины наматывали поверх кимешека и которая напоминает тюрбан, называется шылауыш. По высоте шылауыш можно было понять, насколько уважаема его владелица. Самые высокие обычно надевали пожилые женщины, чья мудрость была общепризнанна и которые пользовались огромным уважением не только в своем ауле, но и в других.
Способов ношения шылауыш было множество. Иногда его просто накручивали в несколько слоев, а иногда создавали сложные сооружения, которые приходилось скреплять булавками или даже сшивать, чтобы они сохраняли форму. Почему у казахов было принято отдавать первенца на воспитание бабушке и дедушке
В отдельных областях - в частности в Южном, Центральном и Восточном Казахстане - эту ткань называли словом шаршы, то есть "квадрат". Это название было выбрано из-за формы куска ткани, использовавшегося для головного убора. Представительницы Старшего и Среднего жузов в пожилом возрасте носили его как кундик, в Южном Казахстане - салдечалма. Во многих родах Старшего и Среднего жузов эту ткань называли жаулык.
При этом в других регионах словом "жаулык" называли белый платок, который складывался по диагонали, а концы его скрещивались на груди. Его надевали вместо кимешека молодые замужние женщины. Но в Северо-Восточном Казахстане словом жаулык называли сам кимешек.