Хвостатые спасители человечества

“Только за прошлый век по вине крыс умерло более десяти миллионов человек”, – пишет Роберт Салливан в книге “Крысы”, рассказывающей о городских вредителях. Однако в научных трудах о крысах говорят не только как об источнике бедствий и эпидемий. Будучи первыми млекопитающими, одомашненными исключительно в научных целях, лабораторные крысы, по словам ученых, спасли не меньше человеческих жизней, чем унесли их “уличные” собратья.

“Материал” живет в комфорте!

В виварии Института кардиологии и внутренних болезней Министерства здравоохранения РК крысы живут весьма комфортно: в отдельном помещении, где температуру поддерживают на уровне 20–22 градусов тепла, дно клетки усыпано чистыми опилками, в специальных поилках все время есть свежая вода. Так ведь и крысы здесь живут не простые, а подопытные.

Почему из всего многообразия животного мира для исследований выбрали именно крыс?

– На них удобно изучать иммунологические процессы, они схожи с человеческими, хотя сами крысы достаточно далеки биологически от человека, – пояснил руководитель лаборатории экспериментальной кардиологии Юрий Денисов. – Если изучать физиологию нервной деятельности, то это удобно делать опять же на крысах, поскольку они самые приспособленные животные. Кроме того, они очень хорошо плодятся, а значит, для ученых это довольно дешевый материал.

Порода “медицинская лабораторная”

Оказывается, среди лабораторных крыс есть породистые особи и “дворняжки”. По словам врачей, на Западе генетики уже научились выводить породы крыс, с рождения имеющих те или иные патологии. Например, есть крысы, у которых заведомо с рождения нарушена работа поджелудочной железы. На них очень хорошо изучать все проблемы, связанные с таким тяжелым недугом, как сахарный диабет.

В Казахстане, к сожалению, лаборатории не могут себе позволить такую роскошь. Поэтому, прежде чем начать испытание лекарственного препарата и начать лечить, крыса должна заболеть.

– Чтобы вызвать у крыс такое заболевание, как миокардит, надо сначала ввести определенную группу стрептококков, которые через некоторое время поражают сердце, – рассказал Юрий Денисов. – И часто, пока мы готовим крысу, сами успеваем переболеть простудой.

И только после того, как подопытные крысы заболеют, начинаются испытания лекарственного препарата. И это очень долгий и трудоемкий процесс.

Она смеялась надо мной!

После небольшой вступительной лекции Юрий Денисов повел нас с фотокорреспондентом в сам виварий.

Шагаем за порог – и оказываемся в окружении нескольких десятков длинных хрящеватых носов. Я, честно говоря, испытываю умиление! Маленькие белые комочки с красными, как бусинки, глазками действительно отличаются от своих подвальных подруг каким-то философски спокойным выражением горбоносой мордочки. Но вот острые, как бритва, зубы… Где-то читала, что они способны прогрызать даже свинцовые трубы и разрушать плотины. Но здесь, в виварии, как-то даже не верится в это. Так и хочется потрогать зверьков руками!

– Осторожно, они очень сильно кусаются, – успел предупредить Юрий Дмитриевич, и в этот момент крыса, которая вроде бы добродушно обнюхивала нового для нее человека, сделала резкое движение к моей руке… Хорошо, что я вовремя руку отдернула!

Грызун в клетке издал какой-то странный звук – было ощущение, что крыса просто смеется.

– А у них есть имена? – поинтересовалась я.

– Когда идет поток из двадцати крыс, которых мы специально заражаем, а потом, можно сказать, убиваем – нельзя иметь какую-то личную привязанность, – пояснил Юрий Денисов. – Это звучит жестоко. Но с другой стороны, если бы не экспериментальные животные, то неизвестно, как бы продвигались медицина, биология и сопредельные с ними науки. И как ученые смогли бы спасать жизни многих людей. Поэтому у наших крыс есть просто номера, чтобы в них не запутаться.

Действительно, на каждой клетке висит ярлычок с указанием даты и опыта, который проводился над крысами.

Фото – только под наркозом!

Клетки в виварии заперты, а открывающиеся створки заблокированы: крысы очень сильные животные и очень хитрые, если сбегут – не поймаешь. В этом мы убедились сами. Поскольку в клетке фотографировать зверьков не получалось, мы попросили достать одну из крыс.

– Только не нервничайте, они очень хорошо чувствуют настроение, – предупредила ведущий научный сотрудник Наталья Поминова, вытаскивая из клетки за хвост крысу. И в этот момент наш фотограф сказал под руку: “А вдруг она вас укусит!”. Крыса, почуяв неладное, вырвалась, шлепнулась об пол и убежала за стоявший у стены стеллаж с оборудованием. “Ну вот, накаркал!”, – вырвалось у меня.

Минут десять мы ползали по полу на коленках, выискивая беглянку.

– Ничего, поймаем потом, – обнадежили сотрудники лаборатории. – У нас был случай, когда мы ловили крысу несколько дней. Уж так она нам надоела, решили ее выпустить на свободу. Открыли дверь, она выскочила во двор, сделала круг вокруг дерева, понюхала и обратно в здание заскочила. Мы даже растерялись немного...

Поскольку рисковать уже не хотелось, а выпускать из клеток всех подопытных животных не входило в наши планы, то второй “модели” просто вкололи небольшую дозу наркоза, чтобы она не вырывалась.

Наталья Михайловна уверила нас, что, проснувшись, крыса будет чувствовать себя прекрасно.

Однако наша “модель” уснула крепко и просыпаться не хотела, пришлось даже дать ей понюхать нашатырного спирта и открыть окно, чтобы она немного оживилась. Тогда у белой красавицы заблестели глазки, и мы благополучно завершили “фотосессию”.

Любопытно

Выживут только грызуны!

После прекращения ядерных испытаний на атолле Бикини американские исследователи по заказу Пентагона посетили бывший полигон на Маршалловых островах. И там, среди мертвого монолита из спекшихся коралловых останков, напоминающего лунный пейзаж, были обнаружены только тараканы и крысы!

Крыс решили подвергнуть различным дозам радиоактивного облучения. Выяснилось, что наиболее стойкие из подопытных экземпляров смогли выдержать дозу радиации, в 10 раз превышающую допустимую для взрослого здорового человека. Но очень скоро появились мутанты, которые с каждым разом способны были пережить все более сильное облучение и при этом не теряли способности к размножению!

Парфюм от крысы

Крысы ближе всех стоят к человеку по запаховой привязанности. И потому в лаборатории Лионского университета грызуны помогают в составлении духов. Их запускают в прозрачную трубу. Во вмонтированные отводы подают различные запаховые смеси. Крысы, выбирая самый приятный им аромат, буквально прирастают к отводу. Эти исследования финансирует фирма “Шанель”.

Как год назовешь – так его и проведешь!

Что ждет людей в год Крысы, если исходить из физиологических и психологических особенностей этого животного?

Пообщавшись с учеными и любителями крыс, держащими этих грызунов дома, удалось вывести несколько “крысячих” советов на следующий год:

1. Обоняние у крыс на высоте, а вот зрение – неважное. Красного цвета для этих грызунов не существует. Крысы воспринимают голубовато-зеленую часть спектра света, но в основном видят мир в сером цвете. Вполне возможно, что события наступающего года для рода человеческого будут лишены ярких красок.

2. Повезет тем, кто любит хорошо и много поесть! Крыса одобрит чревоугодие, поскольку обожает мясо, копчености, ветчину, куриные косточки, творог, овощи и злаки. Кишечные расстройства ей чужды. Желудок крысы способен переварить прогнившие доски, обувь, переплет книг, кору дерева. А вот злоупотребления алкоголем в новом году весьма и весьма возможны. Как утверждают ученые, крысы охотно потакают своим слабостям и легко “подсаживаются” на те же самые наркотики, что и люди: алкоголь, никотин, кокаин.

3. Должно весь год везти… лицам без определенного места жительства. У них с крысами одни места обитания: свалки, канализационные люки, подвалы и чердаки.

4. Несмотря на то что грызуны общительны и любопытны, нервировать их не стоит. Психическое потрясение может стоить крысе жизни. Но грызуны не злопамятны, прошлое крыс не волнует, они хорошо приспосабливаются к настоящему.

5. В целом, если судить по характеру крысы, 2008 год должен быть очень активным и динамичным для всех землян.

Анна ПАВЛОВА