"Мы требуем отменить приговор и прекратить уголовное дело", - сообщила адвокат одного из осужденных Анна Ставицкая.
Накануне Таганский суд Москвы признал виновными в разжигании межрелигиозной розни бывшего директора музея имени Сахарова Юрия Самодурова и экс-заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, организовавших три года назад выставку "Запретное искусство 2006".
Самодуров и Ерофеев приговорены к штрафам в 200 и 150 тысяч рублей (6450 и 4830 долларов) соответственно. Пока подана краткая кассационная жалоба, которая будет дополнена после получения на руки приговора суда, пояснила Ставицкая. Обвинение добивалось, чтобы подсудимых приговорили к трем годам тюрьмы.
Выступая на первой после суда пресс-конференции во вторник, Анна Ставицкая высказала мнение, что судебный процесс не был состязательным, так как судья, по ее словам, не прислушивалась к доводам защиты.
В тексте приговора, состоящем из 58 страниц, заявила адвокат, лишь около двух посвящены материалам, представленным стороной защиты.
По мнению художника Дмитрия Врубеля, результат суда над устроителями выставки - их абсолютная победа. "Суд показал, что в стране есть цензура, - сказал художник. - Вынесенным приговором государство подтвердило, что занятие современным искусством в России является уголовным преступлением".
Запрещенная выставка показала, что стремление смеяться над самими собой в государстве считается неприличным, сделал вывод Андрей Ерофеев. Он сообщил, что собирается отреагировать на это явление организацией выставки современной карикатуры.
"Умение смеяться надо поддерживать и развивать", - заключил Ерофеев.
Известный британский актер, писатель и журналист Стивен Фрай резко осудил обвинительный приговор организаторам выставки "Запретное искусство-2006".
Он считает решение Таганского суда "позором для России". В своём микроблоге в Твиттере актёр написал: "Печально видеть, что великая страна скатывается назад, к средневековой тирании".
Возмущенный Стивен Фрай также заявил, что пока воздержится от поездок в Россию.
"Возбуждение ненависти"
Обвиняемых судили за то, что они организовали и провели выставку "Запретное искусство-2006", которая проходила с 7 по 31 марта 2007 года в Общественном центре на Земляном валу в Москве. Представленные в музее Сахарова экспонаты были ранее по разным причинам сняты с других выставок. Рассматривать экспонаты можно было только через небольшой глазок в фальш-стенке.
Судебный процесс был инициирован православным движением "Народный собор". Православная церковь резко выступала против выставки, на которой объекты культа, например, иконы, сочетались с бытовыми предметами и надписями. Самодурова и Ерофеева обвинили в возбуждении ненависти и вражды, а также в унижении человеческого достоинства с использованием служебного положения.
По мнению прокуратуры, на выставке демонстрировались произведения, содержащие "унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и к гражданам, исповедующим эту религию". Судья квалифицировал само проведение этой выставки как "преступный умысел".
Ранее глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский, несмотря на негативную реакцию РПЦ на показ "запретного искусства", призвал суд снисходительно отнестись к обвиняемым.
Сами подсудимые говорили, что из обвинительного заключения им так и не стало ясно, к кому выставка вызвала ненависть. Кроме того, они отмечали, что их судили за организацию всей выставки, а в обвинительном заключении были перечислены только девять экспонатов.
Международная реакция на пригово
С осуждением обвинительного приговора против Ерофеева и Самодурова в понедельник выступили международные организации Human Rights Watch и Amnesty International.
Итальянский арт-куратор Антонио Джеус, организатор выставок современного искусства в России, назвал вынесение обвинительного приговора "делом серьезным и очень грустным".
По его мнению, это прямое наступление на свободу слова и свободу мысли. "Можно согласиться с этим или нет, но судить, потому что кто-то по-другому думает, нельзя", - сказал он в интервью Русской службе Би-би-си.
"Художники – неопасные люди. Я не понимаю, почему судят художников. У них нет власти. [...] И потом мы умные люди, мы сами решим: смотреть нам это или нет, соглашаться или нет", - заявил Джеус, добавив, что решение суда, безусловно, повлияет на мнение иностранного арт-сообщества о России.