Либо министр в образовании разбирается, либо в науке. А то и вообще -экономист.
Нынешнему министру Жаксыбеку Кулекееву уже больше года. В том плане, что эту должность высокий чиновник занимает год и три месяца.
Срок, за который глава ведомства успел стать главой редколлегии пары научных изданий о перспективах в сфере образования и сделаться самым непопулярным главой министерства образования в истории страны. И не только потому что проводил реформы.
2004-й год у министра Кулекеева выдался сложным. Еще в прошлом году он с подчиненными предложил стране новую Концепцию развития образования до 2015 года. Обсуждали долго, вносили поправки, спорили. Учителя за глаза говорили, что проект сырой и требует доработки.
Министр Кулекеев стоял на своем. В итоге, получили то, чего и ожидали: документ утвердили в правительстве. И министр взялся за дело. Но споткнулся.
В первый раз это увидела вся страна, когда президент выступал с ежегодным обращением к народу страны. Что-то мне подсказывает, что у министра Кулекеева эта дата - 19 марта, - в календаре обведена красным. Или черным. Глава государства тогда поставил под сомнение слова руководителя министерства образования и науки о тех нескромных цифрах, которые Кулекеев называл, говоря о затратах по переходу на 12-летнее образование. Президент тогда посчитал, что министр "не разобрался". И министр, видимо, разобрался. Прежние суммы, по крайней мере, больше не называл. Скромничал. Впрочем, поста своего не лишился. Потому что менеджер и, в итоге, - должен был выдать на ура какой-то результат. Например, реформированную, качественную, эффективно работающую систему образования. Этого ждали от Кулекеева не как от спеца в образовании, а именно как от менеджера.
В конце учебного года, то есть, в мае-июне, министр выступил с еще одной инициативой. Уволить из школ всех учителей-пенсионеров. Ну, или, по меньшей мере, лишить их часов. Не всех конечно, но тех, что давали основной заработок. Кулекеев и чиновники его ведомства предположили, что учителя со стажем и опытом стране не нужны.
Можно обойтись новыми кадрами, которые десятками тысяч должны были штурмовать школы республики уже этим летом.
Штурма не было, заверяю вас. Выпускников вузов, решившихся пойти работать в школы, набралось совсем немного. А учителей-пенсионеров или уже изгнали или вот-вот собирались. И только в начале сентября стало ясно - затея не удалась. Министерское постановление возмутило родителей, дети которых или остались вообще без учителей или, взамен старых приобрели новых и неопытных.
Учебный год уже начался, а школы начали возвращать старых учителей. Моей знакомой, проработавшей в школе несколько лет, стыдно смотреть в глаза своей старшей коллеге. За то, что не защищала перед администрацией и не вышла с плакатам в школьный двор. А педагогу, которого сначала выгнал, а потом призвали еще послужить, стыдно не за других учителей и даже не за директора, который не смог отстоять ее, а за систему и ее руководителя. Стыдно всем. Ну, или почти всем.
Но это далеко не весь перечень подвигов министра Кулекеева. Этим летом он выступил с самой громкой своей инициативой. Жаксыбек Кулекеев горячо заявил о необходимости повышения стоимости обучения в вузах страны. Он объяснил, что преподаватели у нас получают мало и та существенная разница, которая есть между тем, что сейчас платят за обучение и тем, что будет платить вскорости - как раз и упадет в карман вузовского работника. И, помимо прочего, министру Кулекееву тогда еще удастся пригласить в лучшие университеты лучших западных преподавателей. А родители все это, безусловно, оплатят.
Заявления министра вызвало бурную реакцию. В смысле, БУРНУЮ. Студенты говорили, что выйдут с пикетом к зданию, в котором заседает министр-реформатор, родители глубоко задумались над тем, каким образом они будут обучать своих детей. Министр Кулекеев, тем временем, сделал вид, что ничего не происходит. Абсолютно ничего. Министр спокоен.
Со страниц газет чиновнику намекнули, что подобные реформы в разных странах в разное время приводили к разным катаклизмам. Министр опять не понял.
Но через короткое время с Жаксыбеком Кулекеевым произошло чудо. Он прозрел. После совещания в правительстве, где, по некоторым данным, чиновнику объяснили, что его инициатива, мягко говоря, не очень умная, деятель созвал экстренную пресс-конференцию. И, без тени стеснения и сбивчивости в голосе, сообщил, что его оклеветали. То есть неправильно поняли. Оказалось, что во всем виноваты журналисты. Переврали все. Кулекеев хотел как лучше, а журналисты его добрые инициативы преподнесли неправильно.
Министр клятвенно заверил - существенного повышения стоимости обучения в ближайшие два года не будет. Существенного. В ближайшие два года. То есть потом - еще неизвестно. И еще вопрос - что существенно для министра Кулекеева, а что - для простого казахстанца. Уровень-то разный. СУЩЕСТВЕННО разный. Первые возможные цифры увеличения стоимости министр назвал - не дотягивают и до 15 процентов от нынешней. Но кто ж так просто теперь ему поверит.
Есть еще одна деталь. В августе Жаксыбек Кулекеев был в отпуске. А его первый заместитель активно проводил встречи и совещания. И вот в моей голове пронеслась мысль - отправили в отставку! И просто пока не сообщают. Я кинулся к телефону и начал проверять. Выяснилось, что именно в тот день, когда я засомневался в том, есть ли еще в правительстве такой министр Кулекеев, он вышел из отпуска. И начал работать. А, между прочим, так, как ждали его отставки, верили только в уход главы спортивно-туристического ведомства страны Даулета Турлыханова. После нереализованных планов на недавней олимпиаде. Но, что председатель Агентства по туризму и спорту, что министр образования и науки - на местах. Они не уходят. Они готовятся преподнести новые сюрпризы. Турлыханов может, например, пообещать выиграть на Олимпиаде в Пекине десять "золотых" и двадцать "серебряных" медалей, а Кулекеев придумать какой-нибудь фокус со школами. Или вузами.
Везет руководителю с министерством - такое широкое поле для креативных идей…