Хроника громких побегов

В августе 1963 года во все органы внутренних дел СССР поступила ориентировка на заключенного, алмаатинца Сергея Нечепоренко, которому удалось сбежать из дальневосточной тюрьмы. В свои тридцать лет он имел вес в преступном мире и считался одним из лучших медвежатников – специалистов по вскрытию сейфов. Сергей совершил побег из той же самой камеры, откуда в 1918 году сбежал его тезка – революционер Сергей Лазо. За всю историю Владивостокского СИ, кроме них, оттуда не смог бежать ни один заключенный.

Эту историю хорошо помнит ветеран МВД Михаил Германович Белоусов:

– В Алма-Ате у Сергея Нечепоренко жила престарелая мать, которую он очень любил. И в штабе по розыску беглеца резонно предположили, что рано или поздно Сергей объявится у нас. Я дни и ночи проводил в кабинете. В один из дней Сергей сам мне позвонил, наверное, потому, что еще до побега у нас с ним установился контакт. Сергей попросил вернуть ему тетрадь стихов, изъятую при обыске. Я хоть и был ошарашен его звонком, но все-таки успел незаметно дать команду установить номер телефона и отправил на его задержание тех самых оперативников, которые его упустили. Всячески затягивая разговор, я в душе молился о том, чтобы преступник не заметил подвоха и не успел убежать.

Сергея задержали в телефонной будке возле железнодорожного вокзала Алматы I. Позже на допросах авторитетный уголовник сокрушался по поводу того, как мы его переиграли.

ЧУТЬ НЕ СЫГРАЛИ В ЯЩИК…

Один из самых необычных побегов в истории исправительных учреждений Павлодара произошел в апреле 1990 года. Обдумывая план побега, один из заключенных, которого постоянно привлекали для работы в промышленной зоне учреждения, приметил в куче металлолома кусок опоры подъемного крана. Сообразив, что внутри полого каркаса могло спрятаться несколько человек, зэк посвятил в свой план сокамерника. При помощи электросварки они заварили в станине все отверстия, а сбоку соорудили маленькую незаметную дверцу.

Опробовав “контейнер свободы”, заключенные выяснили, что там еще остается место для третьего. И пригласили для компании еще одного осужденного.

Несколько дней спустя зэков послали на погрузку. Металлолом грузили на железнодорожные платформы для отправки на завод, который находился неподалеку от зоны. Беглецы заранее подтащили свой ящик поближе, чтобы он отправился в первую очередь. Забравшись внутрь “сейфа”, они заперлись изнутри и затаились. На следующее утро трое скорчившихся зэков кляли организатора побега на чем свет стоит. Но выбраться было невозможно: железный пенал был завален кучей металла. Вскоре охранники, проверив груз, дали машинисту разрешение на выезд, и зэки отправились на свободу.

Когда на общем построении выяснилось отсутствие трех “сидельцев”, сразу была объявлена общая тревога. Товарный поезд с пассажирами остановили в трех километрах от колонии. Когда беглецов обнаружили, они от чистого сердца поблагодарили своих освободителей: за время, проведенное взаперти, до них дошло, что при разгрузке платформы подъемный кран швырнул бы ящик в кучу другого металлолома с высоты нескольких метров. И беглецы могли погибнуть.

НА ВОЛЮ С ТРАКТОРОМ!

Осенью 1999 года один из заключенных павлодарской колонии попытался сбежать на… тракторе! В промышленную зону исправительного учреждения доставили огромный К-700, знаменитый советский “Кировец” – самый большой из отечественных колесных тракторов. Один из заключенных, в прошлом автослесарь, проверил топливный бак и обнаружил, что в нем еще много солярки. План созрел мгновенно. Сев за руль, заключенный завел двигатель и направил трактор на бетонный забор. Проломив его с ходу, “Кировец” помчался по степи. Хотя часовые заметили беглеца и немедленно его обстреляли, ни одна пуля в цель не попала. Возможно, этот побег и завершился бы успехом, если бы трактор не застрял в канаве. Беглец, выскочив из кабины, попытался скрыться, но его задержали. На воле он пробыл ровно 45 минут…

ЖЕРТВЫ ЧАСОВЫХ…

План побега из колонии Акмолинской области был чрезвычайно дерзким: весь успех операции зависел от меткости одного из заключенных. Днем два подельника направились к наблюдательной вышке, и, пока часовой смотрел в другую сторону, один из них спрятался за бугорком. До вышки оставалось метров двадцать, когда солдат окликнул идущего. Тот замедлил шаг и крикнул, что у него есть дело к часовому. Пока он отвлекал солдата разговорами, его подельник метнул в часового камень и угодил ему точно в голову. Солдатик упал и потерял сознание, а заключенные кинулись к нему, чтобы забрать автомат. Их заметил часовой с соседней вышки и выстрелил в воздух. Но это не остановило беглецов. Забрав автомат у раненого солдата, они полезли на заграждение.

Командир караула, осознав, что осужденные убегают с оружием, отдал приказ стрелять на поражение. В итоге один из беглецов был убит на месте, а второй скончался от ран в медсанчасти исправительного учреждения. Подобный случай произошел также 22 мая 2006 года в Павлодаре. При попытке побега из учреждения АП-162/1 одного из беглецов застрелил часовой, а второй получил ранение.

…И ЖЕРТВЫ БЕГЛЫХ ПРЕСТУПНИКОВ

Но бывает, что заключенным помогают бежать… часовые. Так, в июле 2001 года из мангистауской колонии сбежал заключенный. Побег произошел ночью. Беглец перелез через все три ограждения, а затем заранее припасенной палкой уничтожил свои следы на контрольно-следовой полосе. Часовой все прекрасно видел, но мешать беглецу не стал: зэк оказался его земляком и они заранее обо всем договорились. Солдат должен был не заметить побег, а потом присоединиться к беглецу в условленном месте. Все прошло как по маслу. Когда сработала сигнализация, часовой сообщил начальнику караула, что тревога была ложной.

Встретившись, беглец и дезертир направились в город Актау. На трассе хотели остановить машину, но им попался патруль дорожной полиции. Когда инспектор вышел из машины, солдат расстрелял его из своего автомата. Его сообщник умчался прочь, прежде чем дезертир успел прицелиться во второй раз. Сотрудник полиции сообщил об убийстве, и вскоре обоих преступников задержали в Актау.