Храм на века

История гласит, что в 1904 году жители юго-западной части города Верного, а точнее, местности, которая называлась Кучугуры, обратились к епископу Туркестанскому и Ташкентскому Паисию с просьбой разрешить начать сбор пожертвований для строительства церкви на так называемой Зубовской площади.

Переписка об уточнении места на Зубовской площади под будущий храм велась между строительным отделением Семиреченского областного правления и городской управой в течение двух лет. Наконец вопрос был решен, и 13 февраля 1906 года Андрей Павлович Зенков, исполнитель технических проектов и руководитель церковно-строительных работ города Верного и других мест Туркестанской епархии, сообщил об этом вступившему на Туркестанскую кафедру епископу Дмитрию (Абашидзе).

Когда выбиралось место, изыскивались средства на постройку храма Николы Зимнего, народ пошел к блаженному Илие-угольнику. Угольником он звался потому, что жег в горах осиновые угли, приносил их в город, продавал, покупал на вырученные деньги лепешки-тукачи и снова поднимался в горы.

– Отец Илия, мы хотим строить церковь Святителю Николаю. Что вы скажете? – обратились к нему люди.

– А где хотите строить?

– На Кучугурах, на Зубовской площади.

Подумал Илия и сказал:

– Стройте! Эта до конца будет стоять!

Два года шло строительство, и 14 декабря 1908 года новый храм Святителя Николая был освящен архиерейским служением.

Настоятелем в храм был назначен протоиерей Александр Филимонович Скальский, бывший до своего нового назначения настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте города Верного, расположенного там же, на Кучугурах.

В Верном к тому времени существовало 16 церквей, несколько часовен и Иверско-Серафимовский женский монастырь. Несмотря на это, за короткое время Никольская церковь стала одной из наиболее посещаемых в городе, а ее настоятель Александр Скальский, искренне любивший свою паству, приобрел глубокое доверие и любовь со стороны православных верненцев.

22 декабря 1910 года произошло землетрясение. В епархиальных хрониках сохранилось описание этого бедствия, составленное настоятелем Никольской церкви отцом Александром Скальским: “Было 7 часов, когда я у Святого престола поднял руки горе, читая молитву Святому Духу. Вдруг затряслось, задрожало буквально все, церковь, скрипя, задвигалась, молящиеся кинулись к выходу. Я остановил их, а сам начал торопливо тушить свечи, оставив одну горящую свечу только на Святом престоле. Скоро все успокоилось, только заметно было небольшое колебание земли”. Никольский собор выстоял!

После октябрьского переворота по всей стране нарастала волна гонений на церковь. Почти 30 лет священники и настоятели Никольского собора отстаивали единоверцев и пытались спасти собор. Но в феврале 1936 года Никольская церковь была закрыта. В ней разместили музей атеизма.

С начала Великой Отечественной войны в Никольской церкви была устроена конюшня, а в подвале храма располагалась военная штрафная рота. Бывшие прихожане нередко наблюдали, как по настланным на высокое крыльцо церкви деревянным трапам в 6 часов утра военные выгоняли из церкви табун лошадей, в 8 часов вечера табун загоняли обратно. В алтаре и по всему храму стояли деревянные нары. На нарах лежало сено, на полу – навоз.

Только в 1946 году Никольская церковь была передана общине верующих. Архиепископ Николай вместе с верующими сразу приступил к ремонту. И вскоре Никольский храм стал кафедральным собором Алма-Атинской и Казахстанской епархии.

В июле 1995 года Казахстан с визитом впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первым служением Святейшего на казахстанской земле был молебен в Свято-Никольском соборе города Алматы, вслед за которым патриарх совершил заупокойную панихиду у поклонного креста, воздвигнутого во дворе Никольского собора в память всех, безвинно пострадавших здесь в годы гонений православных христиан.

Анна ПАВЛОВА