На прошлой неделе в Казнете прошла информация о предложении отменить техосмотр в Казахстане. Проектный офис "Адалдық алаңы", открытый агентством по противодействию коррупции, провел мониторинг сферы проведения техосмотра, в ходе которого эксперты нашли ряд нарушений.
По словам руководителя "Адалдық алаңы", с 2018 года выявлено 724 нарушения правил организации проведения обязательного технического осмотра транспортных средств.
- В этой связи проектным офисом "Адалдық алаңы" вносится предложение о рассмотрении вопроса об исключении требований прохождения технического осмотра личных автотранспортных средств. Оставить данные требования только для общественных транспортных средств и транспорта, состоящего на балансе государства, - сказал Мирас Каргабай.
Однако вскоре после этого министерство индустрии и инфраструктурного развития развеяло слухи вокруг этой новости, заявив, что техосмотр в Казахстане отменять не планируется. В ведомстве пояснили: периодическое прохождение техосмотра - это общемировая практика. В то же время будут, напротив, усилены требования к специализированным программам, которые передают информацию с контрольно-диагностического оборудования операторов технического осмотра. Другими словами, предполагается исключить фиктивную проверку автомобиля.
Тем не менее эта тема остается довольно болезненной для многих отечественных автомобилистов, ведь, по мнению большинства, техосмотр в сегодняшнем виде не выполняет первоначально возложенные на него функции, а превратился в формальную и не совсем законную процедуру.
Но насколько проблема некачественного техосмотра масштабна и важна в рамках безопасности на казахстанских дорогах? И как можно будет избавиться от формального характера и придать этой процедуре её исконное предназначение? Эти и другие вопросы корреспондент медиа-портала Caravan.kz обсудил с двумя экспертами в автомобильной сфере – алматинским водителем с 21-летнем стажем и отечественным автомобильным журналистом.
– Конечно, хотелось бы, чтобы подобные процедуры регулировались правильно и согласно закону, но, к сожалению, у нас все очень поверхностно, - отметил Малик К., алматинец с 21-летним водительским стажем. - К примеру, если у тебя в автомобиле нет аптечки, ты можешь найти другой подход, немного раскошелиться, и на этом вопрос будет закрыт.
Лично я считаю, что каждый водитель обязан тщательно проходить техосмотр. Делается это для того, чтобы обезопасить себя и окружающих, потому что автомобиль является источником повышенной опасности.
– Как, по-вашему, можно добиться того, чтобы техосмотр в Казахстане проводился добросовестно? Возможно, стоит прибегнуть к опыту передовых стран?
– У нас и здесь было бы все нормально, если бы коррупция не пустила свои корни чуть ли не в каждую сферу. Знал такие случаи, когда на станцию техосмотра даже машину везти не приходилось, достаточно было отчехлить определенную сумму – и пожалуйста, готово.
– А вы уже прошли техосмотр в этом году?
– Собираюсь в конце августа. В целом у меня с автомобилем все в порядке – тормоза работают, ручник также в рабочем состоянии, колодки и ходовка в порядке, фары светят, но нужна корректировка – машина праворукая. Есть и аптечка, и огнетушитель. В общем, на станции техобслуживания за такими вещами должны следить, - сказал наш собеседник.
Другой наш собеседник, известный казахстанский автомобильный журналист Роман Масленников, также высказал мнение, что технический осмотр автомобиля - это прежде всего обеспечение безопасности.
Роман Масленников. Фото - Facebook
– Новость, или, правильнее будет сказать, «утка», о том, что в Казахстане предложили отменить техосмотр, выглядела довольно дико. Ее практически сразу опровергли. И вполне понятно почему, – отметил г-н Масленников в начале беседы. – Техосмотр имеет единственную цель – повышение безопасности движения для участников, будь то пешеходы, велосипедисты и, конечно, автомобилисты. Автомобиль, у которого не работает поворотник, в ночное время представляет угрозу для пешехода или другого автомобилиста. Автомобили, у которых изношены привода (что часто бывает) или тормозная система (что бывает еще чаще, особенно если мы отъедем на 20 километров от Алматы), катастрофическим образом влияют на аварийность и могут привести к серьезным потерям – временным, финансовым, но самое страшное – жизненным.
Надеемся, что следующая команда, которая получит тендер на механику прохождения техосмотра, будет эффективной с каким-то своим уникальным решением. Потому что прохождение техосмотра в нашей стране уже возведено в рамки «приехал-заплатил-уехал». Хочется верить, что алгоритм прохождения техосмотра и получение диагностической карты будут объективны.
– То есть ситуация на сегодняшний день довольно плачевная?
– Если мы посмотрим на парк автомашин в любом из казахстанских городов – достаточно пяти минут на оживленной улице, то невооруженным глазом будет видно, что на дорогах курсируют автомобили, которые никак не могут пройти техосмотр: настоящие ведра, у которых тормозит только одно колесо. И, вы знаете, таково лицо коррупции в этом секторе, и оно говорит само за себя. Но беда не только в этом. Люди сами не хотят тратить время на проверку своего авто, и работники СТО к этому тоже привыкли.
– Стоит ли рассчитывать, что в перспективе техосмотр в Казахстане перестанет быть фиктивным и будет функциональным в верном понимании этого слова?
– Я слышал о том, что алгоритм, который был предложен казахстанскими айтишниками, выиграл Гран-при в Европе, – вроде бы эффективная схема. Но важно понимать: то, что эффективно для швейцарцев, немцев и англичан, может быть неэффективно для нас. Потому европейцы не привыкли так обманывать систему, будучи при этом специализированным центром техосмотра. Да, первое время и у нас были достаточно жесткие проверки, но в итоге схема «хочу денег за две минуты» все-таки взяла верх.
Мы не говорим о том, что нужно менять ментальность, это в принципе невозможно, но выработать очередной алгоритм получения техосмотра объективно – вполне реально. Но не хотелось бы давать слишком позитивные прогнозы, потому что люди, которые не хотят работать, а желают получать быстрые и легкие деньги, могут обмануть любую систему, найдя в ней какой-то баг. Они могут и дальше клепать, клепать, клепать – и им не важно, доедет автомобиль или нет. Это наплевательское и неуважительное отношение к человеческой жизни.
Конечно, хотелось бы, чтобы государство вводило самые строгие меры по пресечению подобных случаев. Если центр техосмотра выдал свидетельство, которое не коррелирует с техническим состоянием автомобиля, то за это должна быть предусмотрена уголовная ответственность. Хотя бы показательная... Причем во всех регионах страны, - сказал в заключение Роман Масленников.