Говорят, местные власти не в состоянии навести в медучреждении порядок. Люди опасаются, что реальное положение дел чиновники просто скрывают от вышестоящего начальства!
Вот лишь некоторые из жалоб, а список большой: в больнице нет горячей воды, не работают рентген-аппараты, в поликлинике по старинке живая, а не электронная очередь… А ведь к данному медучреждению прикреплены почти 214 тысяч жителей района!
Я уже миллион раз писала о проблемах этого многострадального города. В коммунальном хозяйстве лед тронулся. Но эта напасть более серьезная – речь все-таки идет о здоровье, жизни людей!
Ноу-хау местных властей – лечить пациентов громкой музыкой?
27 июля 2019 года жительница Талгара Алтуна ТАИРОВА (на фото) попала в ДТП на Кульджинском тракте – произошло лобовое столкновение машин. Мы навестили Алтуну в отделении травматологии. Ее кровать стояла в коридоре, в палате в это время делали косметический ремонт.
– Потеряла сознание, меня увезли на попутке в иссыкскую районную больницу, – рассказывает она.– Была рваная рана лобовой части, ушиб головного мозга. Там привели в чувство, сняли рентген, наложили швы, сделали УЗИ всех органов, МРТ, КТА. Потом перевезли в больницу Талгара. Врачи сказали – хорошо, что всё там сделали (УЗИ, рентген), так как здесь ничего не работает. Всех, кто лежит в отделении, отправляют делать рентген за деньги. Со мной лежит женщина после ДТП, ее возили на легковой машине платно делать рентген, только потом загипсовали ногу.
– Все ли услуги, лекарства вы получаете?
– Актовегин, L-лизина эсцинат приобрела за свой счет, их бесплатно никому не дают. 8 400 тенге отдала за 10 ампул. Во время обхода врачей в первый день был казусный случай. Санитарки сказали – прячьте в тумбочки препараты, которые мы купили за свои деньги, якобы они не должны лежать на тумбочках и врачи не должны их видеть.
Позже дочь Алтуны Зульфия рассказала: когда мама сразу после ДТП попала в иссыкскую больницу, эти же лекарства ей прокапали бесплатно:
– Лекарства в аптеке, что в приемном покое Талгарской больницы, намного дороже, чем в других аптеках. Я лежала в отделении терапии в 2017 году. За 7 дней у меня ушло почти 100 тысяч тенге только на лекарства. Обычного каптоприла не было. Системы и шприцы давали.
Как рассказала Алтуна, мест для всех пострадавших в травматологии не хватает. В одну из ночей поступило 12 пациентов:
– Люди возмущаются, что рентген-аппарат не работает, не могут определить, есть перелом или нет. Еще в отделении нет горячей воды. Кондиционеров в палатах нет. Представляете, какая жара, и даже не помыться! Хорошо, родные чайник принесли.
Одно греет сердце: в травматологии постовые сестры, санитарки всегда с улыбкой, отзывчивые, а ведь у них такой адский труд.
Перевязку делают – тате, потерпите, я вас тоже люблю, сейчас будет немного больно…
В воскресный день в кафе, что прямо напротив окон палаты отделения, до часу ночи играла танцевальная музыка. Алтуна говорит, уснуть было сложно. Один из местных жителей даже снял видео с территории больницы, на котором слышны речи тамады, смех гостей. Или кафе открыли рядом с больницей в целях терапии? Может, это ноу-хау местных властей – лечить пациентов громкой музыкой, не давать им спать? Нас, что, в карты проиграли? Как выживают талгарцы
Больница, в которой нет горячей воды
Жительница Талгара Айман ДЖАРЛЫКАСЫМОВА регулярно добивается своих прав и пишет письма на имя руководителя медучреждения. В прошлом году она проходила лечение в отделении гинекологии и больше всего возмущена отсутствием горячей воды:
– Я лежала неделю. Гигиена очень важна. Приходилось кипятить электрочайники, которые по пожарной безопасности вообще не должны использоваться. После письма главврачу вопрос частично решили – установили термопоты. У меня были претензии и к столовой, где стоял стол, четыре стула, хотя в отделении было человек 15. После моего письма установили дополнительные столы и стулья.
Делать УЗИ пациенток отправляли в платную клинику через дорогу. После того как мы подняли шум, пациентки стали проходить УЗИ бесплатно в больнице.
По поводу воды в ответе руководства КГП на праве хозяйственного ведения “Талгарская центральная районная больница” от 26 сентября 2018 года говорится, что “на данный момент идет ремонт отопительной системы с заменой шлангов и труб. Горячая вода проведена в отделение терапии, хирургии, приемный покой, реанимацию. На стадии завершения подключение горячей воды в детское отделение. В родильное отделение планируется запуск горячей воды до 20 ноября 2018 года”.
В январе Айман проходила лечение в отделении патологии. В палатах горячей воды не было... Гигиенические процедуры женщина принимала при помощи бутылки с водой.
В том же ответе сообщается: строительные работы при вводе в эксплуатацию 14 октября 2011 года принимала государственная приемочная комиссия, назначенная акимом Талгарского района во главе с председателем – заместителем районного акима Абдулдаевым Б. Е., заместителем председателя – начальником ГАСКа Алматинской области Жакуповым Б. Из представителей больницы строительные работы принимала экс-директор больницы Басибекова Т. С.
Как же могли построить больницу, в которой нет горячей воды?
В управлении здравоохранения Алматинской области на запрос “КАРАВАНА” сообщили: централизованная подача воды при вводе в эксплуатацию медицинского учреждения и не предусмотрена, отделения должны сами устанавливать водонагреватели. Уже рассматриваются вопросы замены существующего теплообменника.
Детектив с рентген-аппаратом
Как рассказали талгарцы, в больнице рентген-аппарат не работает несколько месяцев. Люди писали жалобы, и их услышали! Недели три назад в больницу приезжал заместитель акима Алматинской области Акан АБДУАЛИЕВ. Говорят, дал нагоняй ответственным лицам. На официальной странице Талгарского акимата в Инстаграме сообщалось: администрация больницы пообещала в течение недели поставить новый аппарат. Только воз и ныне там! То ли нагоняй был слабый, то ли чиновники нуждаются в более мощном пендале.
Все мои попытки дозвониться до замакима в течение недели (!) не увенчались успехом – то совещания, то планерки. А ведь вопрос – жизни и смерти! Но совещания куда важнее, чем здоровье тысяч талгарцев…
Ради интереса посмотрите, что пишут люди в комментариях (стилистику авторов сохраняю) под новостью о визите замакима в больницу:
Автор с ником Marat_q_: “сын знакомой сломал ключицу. В этой больнице ни рентген снять, ни диагноз поставить не смогли. Отфутболили аж в ГРЭС. До сих пор ребенок на лечебные процедуры ездит аж на ГРЭС. Также постоянно теряют карточки”.
Aselina_082: “если привозят на скорой в районную больницу и если не дай Аллах требуется МРТ, то мы все сдаем платно. У нас всё платно. Анализы, которые мы ежегодно должны сдавать бесплатно, нас опять направляют в “Сункар”, который всё может, но платно. Так что всегда молимся – не болеть и быть здоровыми. В прошлом году маму сбила машина, забрали на скорой в Талгар. Продержали ее в приемном покое, сделали бесплатный рентген. Отпустили, сказали, что всё в норме. Она всю ночь пролежала с адскими болями. Дождалась утра, чтобы снова поехать в больницу на такси. Приехала, сняли МРТ за 10 000 тенге, и выяснилось, что у нее сломаны 3 ребра. Далее она пролежала в больнице неделю”.
Сообщений много. Считаю, каждое – повод для серьезной проверки министерства и прокуратуры!
Когда я приехала в больницу, врачи показали пустой кабинет для рентген-аппарата, заверили – он подготовлен по всем параметрам, дескать, это поставщик тянет резину. В кабелях, розетках, как и врачи, мы ничего не понимаем, поэтому я позвонила представителю поставщика оборудования.
И услышала совсем противоположную версию!
– Ситуация такая: есть технические требования, помещение еще не готово, – сотрудник Курмет. – Нужно его подготовить согласно техзаданию, утвержденному главврачом больницы. Мы своими силами что смогли, им сделали.
– Аппарат есть?
– Да. Он у меня на складе. Я коммерсант, чем быстрее поставлю аппарат, тем быстрее выполню свою работу. У меня риск: если я поставлю им аппарат и в больнице недолжным образом будет работать помещение, он замкнет, сгорит, виновата будет не больница, а я.
А если, еще хуже, ударит током пациента, завтра скажут – кто помещение принимал? Уголовное преследование будет …Наши инженеры выезжали, мы отправляли в больницу письма. Ни одного ответа нам не дали.
В акте готовности помещения мы показали все моменты, которые нужно устранить, в финансовом плане это не так дорого. Это длится уже 2–3 месяца.
“Временно” – это несколько месяцев!
Так кто же лукавит? А вот официальный ответ управления здравоохранения: в отделении лучевой диагностики установлены 3 рентгенологических аппарата, которые в данное время не исправны. Руководством принимаются меры по их ремонту. Как долго “принимаются меры” – любимая “отмазка” чиновников – не сообщается.
Приобретен передвижной аппарат 12 L7 “ARMAN-2”, который работает, и система XR 6000, которая сейчас устанавливается. И как долго тянется этот процесс, газету не проинформировали. Для оказания пациентам бесплатных рентгенологических исследований талгарской больницей заключен договор с Алматинской региональной детской больницей и Алматинской многопрофильной клинической больницей. Только знают ли об этом пациенты, которые с переломами едут в платные клиники? И на чем прикажете ехать со сломанными ногами, ребрами в алматинскую больницу?
Елжан Амантаевич, вся эта катавасия с дорогостоящими аппаратами не кажется вам странной?
Еще хотелось бы обратить ваше внимание, что в данной больнице нет отделения детской хирургии, и маленьких пациентов приходится возить в поселок Утеген батыра, что за 25 километров.
Справка “КАРАВАНА”
Финансирование ГКП на ПХВ “Талгарская ЦРБ” в 2017 году составляло 3 728,7 миллиона тенге (источник финансирования ГУ “Управление здравоохранения Алматинской области” и РГУ КОМУ).
В 2018 году– 4 002,2 миллиона тенге (ГУ “Управление здравоохранения Алматинской области” и НАО “ФСМС”)
В 2019 году – 2 594,4 миллиона тенге (ГУ “Управление здравоохранения Алматинской области” и НАО “ФСМС”).
Очереди, духота, крики, стресс…
Немало нареканий в адрес работы талгарской поликлиники. Жалобы одни и те же много лет: огромные очереди к узким специалистам, нехватка врачей.
– Мой сын ежемесячно наблюдается у педиатра. Тут всё устраивает. А вот к узким специалистам, которые приходят раз в неделю по четвергам, огромные очереди, – говорит Айман Джарлыкасымова. – Часа полтора-два надо стоять в душном помещении. На прошлой неделе я не выдержала все эти очереди, духоту, крики, стресс и зашла к руководству больницы, попросила посидеть со мной в очереди, чтобы почувствовать, каково это. Все были заняты.
Еще в прошлом году я поднимала вопрос – почему не работает электронное табло?
Мне в больнице ответили: табло на втором этаже работает, но временно отключается во время нахождения узких специалистов в военкомате. Прошел год, ничего не изменилось.
Что интересно, управление здравоохранения прислало нам другую версию:
“Табло электронной очереди функционирует, временно отключается во время нахождения узких специалистов в трудовых отпусках. После выхода из трудовых отпусков специалистов (невропатолога, окулиста, хирурга, ЛОР) электронная очередь будет функционировать”.
Вчера Айман вновь отправилась в поликлинику с сыном. Та же живая очередь (на фото). На этот раз добилась, чтобы вместе с ней в очереди посидела заместитель директора больницы по вопросам сервиса Гульнара ЖАКЫПОВА.
– Хаос, ругань, дети плачут, – всё, как обычно, только очередь прошла немного быстрее, – поделилась впечатлениями Айман. – Уложилась в 35 минут. Встретила знакомую из поселка Талдыбулак. Она рассказала, что как-то три часа с ребенком здесь стояла.
В поликлинике – живая очередь к специалистам. Электронное табло не работает.
– Стараемся в нашу поликлинику не обращаться, находим деньги, идем в платный медцентр – примерно такую фразу говорили прохожие, к которым мы обратились по вопросу качества обслуживания в местной поликлинике.
Справка “КАРАВАНА”
В 2018 году амбулаторно-поликлинической службой зарегистрировано 1 164 068 посещений, в стационаре пролечено 10 959 пациентов. За 7 месяцев текущего года амбулаторно- поликлинической службой обслужено 665 744 посещения пациентов, в стационаре пролечено 6 884 человек.
“Звонила, просила врача оставить препараты, ругалась…”
Жительница Талгара Гульжан РЫМБАЕВА позвонила в редакцию и со слезами тоже рассказала свою историю. Живет в Талгаре с рождения, 46 лет.
– Я сама гипертоник, много лет состою на диспансерном учете. Мама болела 19 лет, у нее общее нарушение мозгового кровообращения, I группа инвалидности. Все эти годы я за ней ухаживала. Заработала себе III группу инвалидности – мне удаляли грыжу позвоночника. Лекарства в поликлинике бесплатно давали, но самые дешевые, которые мы и сами могли купить. Те, что дороже, постоянно заканчивались. Звонила, просила врача оставить препараты, ругалась, но мне их не хватало. А дешевые препараты нам с мамой не помогали.
Попрошу кого-нибудь с мамой посидеть, как ни приду в поликлинику – гигантские очереди. Попасть на прием к врачам нереально.
– Три раза не могла попасть в Талгарский ВТЭК при больнице, что на первом этаже, – продолжает женщина, – Хотела поднять вопрос оказания помощи, я ухаживала за мамой, не могла работать. Мне сказали – оставьте ваши документы, мы их рассмотрим…Это было в марте. Так и не позвонили. Годами приходилось в райсобесе выбивать то, в чем остро нуждалась мама. Тяжело приходилось, но так многие живут. Анатомия безразличия: какой ужас творится в больнице в селе Шелек
Таксовала рано утром, чтобы купить шприцы, системы, лекарства, еду. 20 апреля мама скончалась…
У меня много претензий к работе талгарской больницы. Я хочу, чтобы те, кто будет проверять мою жалобу, выслушали меня. Ведь в такой ситуации может оказаться кто угодно.
Жалобы в службу поддержки пациента Талгарской больницы поступают регулярно. Советуем комиссии, которая приедет после данной публикации в Талгар, выйти в народ и поговорить с людьми по душам о проблемах медицинского обслуживания. А заодно и с пациентами больницы.
Врачи уже тоже на грани. Говорят, боятся за свои рабочие места, поэтому и не выносят сор из избы.
Жаль, с главврачом больницы диалога не получилось, а я ведь звонила, оставляла секретарю свой номер телефона. Ни ответа, ни привета.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ