В 2004 году в широкий прокат вышел фильм режиссера Софии Копполы “Трудности перевода” с Биллом Мюрреем и Скарлетт Йохансонн в главных ролях. Он имел ошеломительный успех и собрал практически все возможные кинопремии, начиная с “Оскара” за лучший оригинальный сценарий, заканчивая премией “Сезар”, которая вручается Французской академией кинематографических искусств и техники с 1976 года.
Сюжет картины повествует зрителю историю двух американцев: молодой женщины и зрелого мужчины, по разным причинам оказавшихся в Токио. Это романтическая комедия, и в ней кроме красивой любви продемонстрированы трудности, которые испытывает человек, попадая в другую языковую и культурную среду.
Одной из сцен фильма, особенно ярко иллюстрирующих проблему непонимания, стала сцена, в которой герой Билла Мюррея пытается справиться с управлением беговой дорожкой. Кнопки тренажера сопровождены надписями на японском языке, кои не знакомому с иероглифами американцу, естественно, ни о чем не говорят, и потому он вместо того, чтобы убавлять скорость, все время увеличивал ее. В результате тренажер разогнался слишком быстро. Герой громко звал на помощь, восклицая “Help! Help!”, однако несчастного никто не услышал, и ему пришлось-таки найти правильную кнопку самостоятельно.
Очевидно, вы спросите: к чему было это кинематографическое вступление? Оно было сделано для того, чтобы акцентировать внимание на характерной для многих форматов отношений проблеме недопонимания. С ней сталкиваются семейные пары, родители и дети, учителя и ученики, продавцы и покупатели, врачи и пациенты, начальники и подчиненные. При этом чем выше статус вступающих в коммуникации субъектов, тем более существенные риски несет с собой мисандестендинг*. Тут зависимость прямо пропорциональная.
Детское место
Как минимум последние десять лет мы наблюдаем перманентный мисандестендинг, а зачастую и подмену понятий, происходящие на самом высоком уровне, – между Президентом и исполнительной ветвью власти.
Попробуем проанализировать некоторые из Посланий главы государства, озвученные им с 2010 года, и рассмотрим поручения, данные правительству, особое внимание уделив самой чувствительной из всех сфер – социальной.
В 2010 году Елбасы обратился к народу Казахстана с Посланием “Новое десятилетие, новый экономический подъем – новые возможности Казахстана”, одним из тезисов его стала необходимость повышения обеспечения детей дошкольным образованием и воспитанием.
Правительству совместно с акимами было поручено разработать и реализовать специальную программу “Балапан”. Уже в 2010 году одноименная программа на 2010–2014 годы была утверждена, ее реализация была разделена на четыре годичных этапа. Целевыми индикаторами программы стали: 300 628 дополнительно открытых в системе дошкольного образования мест, охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием – 70 процентов, охват 5–6-летних детей предшкольной подготовкой – 100 процентов. И все это к 2014 году.
На реализацию госпрограммы в 2010–2013 годах было направлено 165,9 миллиарда тенге, в том числе за счет республиканского бюджета – 162,9 миллиарда, за счет местных бюджетов – 3 миллиарда тенге. Количество дополнительно открытых в системе дошкольного образования мест составило 271 268. Таким образом, государственная программа была недовыполнена на 29 360 дополнительно открытых мест.
Однако в 2014 году реализация “Балапана” была продлена, и вожделенный 100-процентный охват детей дошкольным воспитанием и обучением был отложен до 2020 года. Заявленный объем финансирования мероприятий в 2014–2020 годах составил 190,5 миллиарда тенге, в том числе за счет республиканского бюджета – 41,2 миллиарда, за счет местного бюджета – 149,2 миллиарда тенге, обещанное количество новых мест в системе дошкольного образования – 480 408.
Примечателен тот факт, что никаких оргвыводов из очевидного недостижения целей программы 2010–2014 годов сделано не было. Больше того, в октябре текущего года министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев озвучил данные, в соответствии с которыми в республике
обеспечение детей от одного года до шести лет дошкольным воспитанием составляет 66 процентов, от 3 до 6 лет – 93 процента.
Таким образом, поставленные в государственной программе цели оказались недостигнутыми не только в 2014-м, но и в 2018 году, при этом порядка 400 миллиардов тенге бюджетных денег, судя по всему, благополучно освоены.
Рабочее место
В 2011 году Президент обратился к народу Казахстана со следующим Посланием – “Построим будущее вместе”. Одним из его тезисов стала новая стратегия занятости, правительству совместно с акимами областей, городов Астана и Алматы было поручено разработать принципиально новую программу.
- Надо обеспечить возможность участия каждого казахстанца в масштабной индустриализации страны , – сказал тогда Нурсултан Назарбаев.
Для реализации данного поручения правительством была разработана и утверждена соответствующая государственная программа, целью которой было определено повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. Одним из ключевых показателей стало снижение уровня бедности населения к 2016 году с 8,2 процента до 6 процентов.
В представленном Всемирным банком докладе “Экономика идет на поправку: что дальше?” уровень бедности в Казахстане (по международной шкале бедности в пять долларов в день) в 2016 году увеличился до 19,8 процента. В 2015 году этот показатель составлял 19,5 процента, в 2014-м – 16,1 процента. Экономика Казахстана в 2019 году находится в гораздо большей опасности, чем российская - эксперты
Необходимо отметить, что официальная казахстанская статистика противоречит данным доклада Всемирного банка, а уровень безработицы в течение всего периода реализации государственной программы остается в рамках оговоренных в ней показателей, однако население Казахстана, в большинстве своем ежедневно ощущающее недостаток денежных знаков в собственных кошельках, склонно доверять международным организациям больше, чем национальному статистическому ведомству.
Несомненно, заслуживают пристального внимания объемы финансирования упомянутой госпрограммы.
Так, на ее реализацию в 2011 году было предусмотрено 37,4 миллиарда тенге, в 2012-м – 57,6 миллиарда, в 2013 году – 94,7 миллиарда, в 2014-м – 100,6 миллиарда, в 2015-м – 98,7 миллиарда, в 2017 году – 40,3 миллиарда, в 2018-м – 40,6 миллиарда тенге. В 2019 году на эти же цели планируется направить 41,5 миллиарда тенге. Таким образом, порядка 470 миллиардов тенге с 2011 по 2018 год было направлено на реализацию поставленной перед правительством задачи.
По сути, выделенные на решение проблемы безработицы в Казахстане бюджетные средства – не что иное, как государственные инвестиции, направленные на обеспечение занятости населения. Увы, в нашей стране отсутствует государственный орган, разрабатывающий и внедряющий эффективные методики оценки реализации отраслевых государственных программ, а потому попробуем сопоставить некоторые факты и цифры самостоятельно, опираясь на элементарный здравый смысл.
Согласно информации министерства по инвестициям и развитию РК, до конца 2019 года в Казахстане будет построен медицинский завод по производству одноразовых медицинских изделий из полимеров ТОО “JuldyzKenanCo.,LTD” стоимостью 1,7 миллиарда тенге и производственной мощностью 29 миллионов штук. Количество рабочих мест – 200.
Итак, на те 470 миллиардов тенге, которые уже инвестированы государством в реализацию программы обеспечения занятости населения, можно было бы построить 276 аналогичных производств и создать 55 294 рабочих места в реальном секторе экономики.
Какими же данными порадовало безработное население министерство труда и социальной защиты? Из опубликованного на сайте ведомства отчета о ходе реализации программы на 1 июня текущего года следует, что 20 170 человек продолжают учебу по программе обеспечения техническим и профессиональным образованием (ТиПО), 23 134 человека направлены на краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам, выдано 982 микрокредита, обучением основам предпринимательства охвачено 13 279 человек, на свободные вакансии трудо-устроено 105 195 человек, на социальные рабочие места трудоустроено 15 911 человек, оказано мер по трудоустройству на общественные работы 45,9 тысячи человек.
Обратите внимание, количество созданных рабочих мест – ноль!
Да, конечно, создание рабочих мест не является основной задачей министерства труда и социальной защиты населения, однако его функцией не является также оперирование программой, предусматривающей микрокредитование, например. Больше того, те меры, которые реализует отраслевое ведомство, являются вообще-то его основной задачей, его функционалом. Не слишком ли дорого обходится государственной казне рутинная деятельность минтруда?
***
Это лишь два примера, демонстрирующих несоответствие предпринимаемых правительством мер поручениям руководства страны. Объективный анализ каждого из озвученных главой государства поручений, сопоставление качества их исполнения с ожиданиями не только Елбасы, но и всего казахстанского народа даст еще более серьезные поводы для того, чтобы задуматься о том, является ли это несоответствие пусть и небезобидным, но все-таки мисандестендингом или это откровенный саботаж инициатив Президента РК?
* Misunderstanding – неправильное понимание (толкование) текста, часто приводящее к недоразумениям; отсутствие взаимопонимания, размолвка.
Алматы