Хоть одну оставьте льготу

Вот парадокс: несмотря на то что Семипалатинский полигон расположен на казахстанской земле, жители Алтайского края и бывшие казахстанцы, переехавшие жить в Россию, имеют намного больше льгот, чем те, кто жил и продолжает жить вблизи бывшего полигона.

– Я уроженка села Черемушки Бескарагайского района бывшей Семипалатинской области, эта территория относится к зоне чрезвычайного радиационного риска, – рассказала в ходе пресс-конференции Кулиш АБЕУОВА. – Хорошо помню, как проводились взрывы. Нас всех выгоняли из классов, отправляли к склону небольшой горки, где укладывали на землю ногами в сторону взрывов. Нам, детям, было интересно. Вопреки запретам мы разворачивались и смотрели на “грибы” взрывов…

Кулиш Таскынбаевна рассказала, что мужья ее четырех сестер в возрасте от 40 до 54 лет умерли от рака. Нет в живых и половины одноклассников.

– Недавно встретила соседа, который лет десять назад переехал в Россию и сейчас вернулся, чтобы собрать документы для оформления пенсии. Ему исполнилось 50 лет, но, как пострадавший от испытаний, он имеет право выйти на пенсию в этом возрасте. Мне стало очень обидно: почему в России можно выходить на пенсию “по экологии”, а у нас нет?! – негодовала К. Абеуова. – В прошлом году в апреле в Семее состоялись публичные слушания по вопросам Семипалатинского полигона, где были представители Рубцовского края РФ. Россияне были удивлены нашим положением. В их стране женщины, имеющие статус пострадавших от воздействия полигона, выходят на пенсию в 45 лет. А мы, жители тех мест, где непосредственно взрывались ядерные бомбы, не пользуемся никакими льготами!

– В полигонном удостоверении много чего хорошего написано – и про право на бесплатное обследование и лечение, и про пенсионный возраст, и про льготный проезд в общественном транспорте, но мы за все платим по полной, – заявила Кулиш Абеуова.

Семейчанки считают, что коль уж государство не в силах содержать “ядерных” пенсионерок с 45 лет, то хотя бы не повышало им возраст выхода на заслуженный отдых.

– В прошлом году в ходе своего визита в Семей спикер Мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН пообещал, что в ближайшем будущем в Мажилисе состоятся парламентские слушания по всем этим проблемам, – напомнила председатель общественного фонда “ДОМ” Майра АБЕНОВА. – Этот вопрос стоял в плане работы Мажилиса первым пунктом. По селам нашей области ездили многочисленные комиссии. Мы провели городские публичные слушания, их участники дали свои рекомендации. Но на этом все и закончилось. Никаких слушаний в Мажилисе так и не состоялось! Сегодня казахстанских женщин хотят “дотянуть” до европейских стандартов и поднять пенсионный возраст до 63 лет. Но пострадавшие от испытаний на Семипалатинском полигоне должны быть исключением из этого правила, – считают активистки общественных движений Семея.

Семей