Хороший спекулянт: почему "КазАгро" не вкладывается в село

Такая практика уже показала положительный эффект по внутренним ценам на пшеницу для отечественных производителей и способствовала решению сезонной проблемы с грузоперевозками и подвижным составом.

Об этих проблемах говорили сельхозтоваропроизводители и отраслевые объединения республики. Закупленная пшеница будет реализована в период благоприятной цены на внутреннем или внешних рынках, что позволит вернуть средства в полном объеме.

В Казахстане существуют проблемы с обеспечением фундаментальных источников экономического роста. В частности, мало предложений по “длинным” деньгам. Сегодня это могут сделать лишь Национальный фонд, Единый накопительный пенсионный фонд и Государственный фонд социального страхования (ГФСС).

Деньги привлекаются на рыночных условиях под 11 процентов годовых и будут приносить доход ГФСС.

На чем зарабатывает “КазАгро” сегодня? Если вы думаете, что на кредитовании села, то ошибетесь. Дочерних компаний у холдинга много. Именно через них проходят все финансовые операции. И получать доход НУХ тоже должен от них. В 2017 году “КазАгро” получил доход в 48,9 миллиарда тенге. При этом от “дочек” пришло только 10 миллиардов.

Самый важный источник доходов для “КазАгро” – субсидируемые государством процентные доходы. То есть компания сидит на бюджетной трубе, которая перекачивает деньги в АПК, и берет свой законный процент. Почему "Казагро" не вылезает из карманов граждан?

Вторая по важности статья доходов – проценты от вкладов в коммерческих банках – 11,2 миллиарда тенге. На 30 июня 2017 года на депозитах хранилось более 313 миллиардов тенге, принадлежащих “КазАгро”. Причем последние годы эта сумма только увеличивается. На конец 2016 года на депозитах хранилось почти 162 миллиарда. В конце 2015 года – 23,5 миллиарда тенге.

И на четвертом месте – 7,7 миллиарда тенге – стоят доходы от инвестиционных бумаг.

Выходит, НУХ “КазАгро” – это не совсем та компания, которая вкладывается в село. Скорее это финансовая организация, которая учится зарабатывать спекуляцией ценных бумаг за счет бюджетных средств.

Справедливости ради надо сказать, что финансисты компании учатся неплохо: доход от спекуляций растет быстрее других статей. Хоть это радует.

На фоне таких успехов растет и доходность холдинга. В 2016 году он получил прибыль в 11,1 миллиарда тенге. Это как бы много. Но доходность на инвестиции составляет всего 1 процент. Просто, чтобы на плаву удержаться. Ведь два года назад НУХ получил убыток в 92 миллиарда тенге. Это больше 9 процентов от всего его капитала и обязательств в то время. В 2017 году, пока по итогам 10 месяцев, холдинг был в убытке – минус 63 миллиарда.

Ценные бумаги “КазАгро” и его дочерних компаний котируются на фондовом рынке. И довольно успешно. Их инвесторы получают прибыль. Кредитный рейтинг компании – ВВ- (стабильный).

Так что можно быть уверенным, что “КазАгро” вернет 60 миллиардов в Государственный фонд социального страхования. Другой вопрос: за счет чего? Видимо, за счет спекуляций. Это у компании получается хорошо. И одновременно затянув ремни на других фронтах. То есть обделив село.

Алматы