– Нам мешают штампы и стереотипы, которые кажутся незыблемыми. Хотя у нас современная школа, нам совершенно не чужды культурные традиции, и мы работаем в направлении стилизации казахского танца, ищем современные решения в подаче народных традиций.
Когда выезжаем на международные конкурсы за рубеж, наши постановки в национальном ключе проходят на ура.
Но когда мы выступаем со своими находками в Казахстане, не всегда находим понимание, – посетовал меценат современной школы танцев “Alpha dance” Серик УАЛИХАНОВ.
Постановщики современных вариаций считают, что сочетание популярных в молодежной среде хореографических экспериментов с традиционными позволяет сохранить интерес юных танцовщиков к национальной классике.
– Современная молодежь, к сожалению, отворачивается от казахского танца, как и от традиционного народного танца в целом. Она просто не хочет этим заниматься. И поэтому мы подстраиваемся под молодых, начинаем искать какие-то новые решения. Но когда мы берем базовые движения и добавляем в них что-то новое, нас не понимает жюри отечественных хореографических конкурсов, – отметила руководитель школы танцев “Alpha dance” Ольга КАЛАБУХОВА.
Однако у педагогов классической школы свой взгляд на хореографические эксперименты.
– Когда хореографы не могут доказать свою состоятельность в стилизации казахского танца, проблема не в том, что их не понимают. Если конкурсное жюри ставит низкие оценки, это не означает, что они застряли в средневековье, они просто ратуют за чистоту исполнения, – убеждена преподаватель-хореограф Восточно-Казахстанской специализированной балетной школы для одаренных детей Алия КУНЕРБАЕВА. – Если в постановке нет прочной базы казахского танца, тогда получается смешно. Это не означает, что не нужно развиваться и двигаться вперед, но чувство школы и классических азов должно оставаться фундаментом любой современной хореографической стилизации. Как заработать на танцах в Казахстане полмиллиона тенге в месяц
Ни музыки, ни денег, ни методики
– Не так давно мы были на конкурсе, где каждый детский коллектив выходил на сцену с казахским танцем под одну и ту же песню – “Боз жорга”.
Потому что даже подобрать музыкальное сопровождение к казахскому танцу – это огромная проблема!
Композиторы не создают детских произведений в национальном ключе. При этом мелодия должна быть доступной для понимания ребенка, он должен танцевать под интересную музыку. А у нас бесконечный “Камажай” и ничего нового, – заявила педагог дополнительного образования, хореограф школы № 35 Зульфия ПОПОВА.
Школьные хореографы уверяют: работать в учебных заведениях сложно еще и потому, что трудиться приходится наравне с остальными учителями-предметниками, а зарабатывать при этом в разы меньше. Тут уж не до творческих экспериментов.
– Хотя мы работаем наравне с остальными педагогами – заполняем бумажный и электронный журналы, составляем программы, ведем всю образовательную документацию и педагогическую работу, проводим занятия по образовательным стандартам, зарплата у нас намного ниже, чем у других учителей, – призналась Зульфия Попова. – Поэтому нам приходится подрабатывать в нескольких местах, бегать то туда, то сюда, чтобы иметь хороший заработок.
Если бы мы получали достойную оплату, у нас не было бы нужды подрабатывать в трех местах в поисках дополнительного заработка и оставалось бы больше времени для творчества.
Еще труднее хореографам в сельской местности.
– Единственное в Семее профильное учебное заведение – музыкальное училище им. Тулебаева – не выпускает преподавателей отдельных направлений, например, только казахского танца. Из стен этого колледжа выходят преподаватели общего плана. И то, что им дают, – крупицы. А они в свою очередь должны привить детям и балет, и казахский танец, и современный, потому что их воспитанники не могут пойти в разные хореографические школы. При этом у сельских хореографов нет даже элементарных методических пособий, – подчеркнула руководитель танцевальной студии “Томирис” Раушан ЕГИЗБАЕВА.
Поэтому для решения всех накопившихся проблем профессионалы, работающие в сфере танца, решили создать собственный союз.
– Для решения проблем необходимо единение, возможность делиться наработанным опытом. Поэтому мы решили создать союз хореографов нашей области, который, как мы надеемся, позволит нам не только учиться друг у друга, но и сохранять и развивать традиции народного казахского хореографического искусства, – констатировала руководитель Восточно-Казахстанской специализированной балетной школы для одаренных детей Камилия ИСМАИЛОВА.
СЕМЕЙ