Нынешний год порадовал жителей области долгим осенним теплом, что позволило начать отопительный сезон чуть позже, чем в предыдущие годы. Однако это не значит, что можно надеяться и дальше на снисхождение природы. Как никак тепло продержалось почти до конца октября.
Между тем, по информации заместителя акима Тараза, председателя городского штаба по подготовке к зиме Ертаргына Астаева на сегодня в областном центре из 1043 многоэтажек к теплу подключены всего 226, из 89 объектов образования 61 получили тепло, а из 35 объектов здравоохранения - только 18.
Некоторые руководители школ и медицинских учреждений не подали заявки на тепло по причине благоприятных погодных условий, решив таким образом сэкономить.
Не сегодня, так завтра осень может показать свой нрав и накрыть город дождем, а то и вовсе снеговым плащом. Но таразцев перспектива остаться без тепла мало волнует. Так как по опыту прошлых лет они знают: с наступлением настоящих холодов их дома будут подключены к теплу в любом случае. Несмотря на долги, размер которых несоизмерим с убытками, которые может нанести размороженная система отопления. А долгов, действительно, много, так как 2631 абонент задолжал ТЭЦ 41 миллион тенге за горячую воду, поданную летом. В этой связи 40 домов в городе останутся без тепла до тех пор, пока не будут оплачены все счета. При этом руководство ТЭЦ отмечает, что мера эта продиктована постоянно повышающимися тарифами на электроэнергию, природный газ и мазут.
- Должники будут подключены к теплу в последнюю очередь, - объявил на очередном заседании штаба по подготовке к зиме Е.Астаев, и напомнил: - В прошлом году в городе 18 домов получили тепло только в январе. В этом году будет так же. Если дом не готов к приему тепла, в подъездах выбиты все окна и сняты входные двери, а подвалы затоплены, то тепло в него не поступит.
Кстати, из 1043 многоэтажных домов в Таразе более трети не состоят в КСК, жители в них живут сами по себе, не заботясь о своем жилище и надеясь на чужого дядю, который однажды отремонтирует им систему отопления и починит крышу. При этом во все инстанции от них поступают жалобы неизвестно на кого, так как причиной всех своих бед они готовы назвать тепловиков, газовиков и руководство акимата города, но не себя, не свое нежелание организоваться в кооператив собственников квартир.
Впрочем, вступление или объединение в КСК не становится гарантией жилищного благоденствия. Любой кооператив может существовать и процветать только в условиях общего участия в содержании дома. А народ наш не желает платить даже те небольшие суммы, что обозначены в счетах за техническое обслуживание домов. В итоге, находясь в бедственном положении, КСК не способен не то, что привести весь дом в порядок, но и провести самую элементарную подготовку домов к приему тепла.
Чего ждут таразцы, непонятно, к чему готовятся - тоже неясно. В то же время долги за коммунальные услуги увеличиваются в геометрической прогрессии, а дома ветшают. Но это мало кого волнует. Как не беспокоит людей и факт отсутствия в квартирах тепла и горячей воды, отключенной еще в конце июля.
Таразцы привыкли к тому, что в промежуток с сентября по ноябрь им приходится обогреваться с помощью электрических отопительных приборов и газа. Это, конечно, бьет по карману, но не замерзать же, в конце концов, из-за желания руководства ТЭЦ выбить долги у нерадивых абонентов за поставленные услуги. Вот и получается, что довольно солидное количество горожан страдает из-за того, что часть жильцов не желает оплачивать счета за коммунальные услуги.
И подобная ситуация происходит из года в год по одному и тому же сценарию. Может быть, в другой стране и в другом городе уже что-нибудь изменилось, должников выселили из квартир, подали на них в суд, описали все имущество, наконец. В нашем городе же проще всего держать в холоде половину обитателей микрорайонов, чтобы выбить долги у злостных неплательщиков, которые привыкли жить за счет своих законопослушных соседей. Ну никак не могут понять коммунальщики, что с должниками необходимо работать серьезно, применяя законные меры и давая понять другим гражданам, что они живут в условиях капитализма, когда за все надо платить.
Увы, пока же за долги своих соседей приходится расплачиваться аккуратным плательщикам, прозябая в холоде, надеясь на благоприятные погодные условия. Но природа берет свое, а потому включать электрообогреватели все-таки приходится, с ужасом ожидая прихода счета за электричество, которое уже стоит в Таразе 9,96 тенге за киловатт.
В общем, хоть обстановка в городе и горячая, теплее горожанам не становится. И чем больше в Таразе проводится сходов с населением, на которых руководство горакимата увещевает жителей заботиться о своих домах и готовиться к зиме, тем равнодушнее люди. Иначе не волновали бы исполнительную власть условия наступления отопительного сезона, который, по ее же оценке, наступил в областном центре без эксцессов и по плану. Вот только получается, что в нынешнем году либо планка оказалась занижена, либо… Но в тех домах, куда тепло поступило, батареи жаром не пишут - так, еле теплые. Впрочем, объяснить такое положение можно теплой погодой. Что поделаешь, ТЭЦ тоже пытается экономить.
В общем, проблемы растут как снежный ком, и где он будет остановлен, трудно сказать. Скорее всего, он разобьется о глухую стену непонимания между поставщиками услуг и их потребителями, которые так и не пришли ни к какому соглашению.
Раньше, когда оплату за услуги собирали контролеры, абоненты не платили, сетуя на неорганизованную систему оплаты. Хорошо, в Таразе был создан РЦКУ (Расчетный центр коммунальных услуг), откуда абонентам рассылаются счета за все комуслуги. Долгов стало меньше - это признают все. И платить стали больше, о чем свидетельствуют огромные очереди в кассы, принимающие коммунальные платежи.
Между тем, все чаще мы слышим о долгах, из-за которых ТЭЦ не может нормально осуществлять свою работу. И привыкнуть к этим стенаниям невозможно, потому что невозможно жить в холодных квартирах и знать, что холод этот обусловлен с одной стороны, нежеланием твоих соседей оплачивать комуслуги, а с другой - неспособностью руководства ТЭЦ раз и навсегда найти верный способ борьбы со злостными неплательщиками, минуя своим холодным отношением тех, кто аккуратно оплачивает коммунальные счета.