Маркетинговое исследование - это заумный термин, который используют в аналитических отделах больших компаний, чтобы потом с умом вкладывать деньги.
По нашему, можно назвать это "разнюхать обстановку", ведь речь идет о нашем будущем, нашем дипломе, нашем времени и наших средствах. Как это сделать?
Поступив в ВУЗ Германии самостоятельно и проучившись год (такова длительность моей магистерской программы), поговорив с нашими соотечественниками, а также, проанализировав плюсы и минусы сделанного год назад мной своеобразного маркетингового исследования, я сделала некоторые выводы, которые, надеюсь, помогут тем, кто планирует двинуть в немецкий Faterland.
Жизненные советы
Часто случается так, что узнать истинное положение вещей получается либо уже после того, как решение принято, либо в самом конце. Чтобы не пришлось сожалеть о сделанном выборе, советую максимально серьезно подойти к делу и достать столько сведений, сколько возможно.
1. После того, как вы определились со страной, разузнайте все о вашей специальности и похожих на нее. В каких ВУЗах ее преподают? Куда лучше поступать, чтобы выучиться на филолога или инженера - университет или хохшуле? Составьте примерный список университетов и городов, где они находятся.
2. Проверьте так называемые ranking-листы - списки всех ВУЗов мира или же той или иной страны "по нисходящей". Так можно определить качественный уровень университета или высшей школы, ее престиж, а также проверить свои шансы. Чем выше рейтинг, тем труднее туда попасть.
В мире существует несколько зарекомендовавших себя рейтинговых организаций. Самая популярная и публикуемая - "Academic Ranking of World Universities", китайский проект, предлагающий независимую оценку университетов во всему миру от имени китайского правительства. Звучит несколько необычно, однако именно их рейтинги чаще всего используются журналом "The Economist" в своих оценках.
Рейтинги "The Webometrics" базируются на представленности университетов во Всемирной сети. Вряд ли это отражает академическую базу ВУЗа, но его действия в виртуальной реальности - точно. Подход, используемый при оценке, называется G-Фактор.
При использовании такой методологии учитываются только ссылки с веб-сайтов других университетов. G-Фактор - это индикатор популярности или важности каждого веб-сайта университета, с точки зрения создания многих других веб-сайтов и их взаимозависимости. Это своеобразный измеритель объективности положения университета через положение его веб-сайта в терминологии теории социальной сети, где G-Фактор измеряет оценку сайта через другие сайты.
Далее вы можете обратиться к "The Times Higher Education Supplement", британскому изданию, которое ежегодно публикует "The Times Higher World University Rankings" - список из 200 лучших университетов мира. Однако в этом списке будет больше британских ВУЗов, так же как и азиатских - в китайском. Делайте на это скидку.
Составьте несколько своих рейтинг-листов по результатам имеющихся, но уже только немецких университетов. А также загляните еще на сайты: http://en.wikipedia.org/wiki/College_and_university_rankings
, http://ed.sjtu.edu.cn/ranking.htm
, http://www.library.uiuc.edu/edx/rankint.htm. Полезная информация вам обеспечена.
3. Составив, таким образом, список университетов по критериям престижа, отберите оттуда те, которые нужны вам в соответствии с вашей специальностью. Далее начните узнавать о том, что нужно для поступления? Нужно ли платить семестровые взносы? Какую программу предлагает тот или иной ВУЗ?
Что думают его студенты и что они бы посоветовали (зайдите на сайт http://www.atameken.de
и подружитесь с нашими казахстанцами, обучающимися в Германии - они с удовольствием помогут вам советом, как помогли мне с комментариями для статьи! За что большое им спасибо!). Обязательно созвонитесь с координатором вашей программы и переговорите лично, не полагайтесь на голую информацию университетского сайта! Ведь это реклама, а она, как известно, везде только реклама.
4. После того как список составлен, и перед вами лежит готовый лист с университетами, куда вам хотелось бы поступить и поехать учиться, и вы знаете про них все - от рейтинга до программы на весь срок обучения, - советую также узнать и про город, в котором находится университет. Ведь может случиться и так, что жизнь в городе вам не по карману или свободное время занять нечем. Ведь учеба - еще не все. Гораздо важнее среда, в которой вы будете находиться довольно долгое время. Прежде чем принимать окончательное решение, нужно быть уверенным во всем. Оцените город: большой ли маленький, каков в нем прожиточный минимум, как дорого стоят квартиры, как далеко от аэропорта (транспорт в Германии, особенно поезда, часто очень бьют по карману).
5. Обязательно побеседуйте с теми, кто уже учится или учился в Германии. Человеческий фактор многое значит. Мнения все разные, как и вкусы, однако без них у вас не будет полной картины, объективного решения. Посидите на форумах, поговорите с работниками информационного центра DAAD в Алматы (адрес - в конце материала), а уж потом делайте заключение. Возможно, я вспомнила не о всех вещах, на которые вам следовало бы обратить внимание, и кто-то подскажет другое решение.
И пара советов без номеров. Не отбрасывайте сразу платные курсы обучения. В большинстве случаев образование там дают намного качественней, отношения к студентам лучше, возможности что-то обсудить с тем или иным профессором больше, да и услуг, предлагаемых университетом, тоже: экскурсии, преподаватели со всей Германии, а то и Европы, библиотеки и классы не так набиты студентами. Для сравнения, в моем классе 18 человек (я учусь в платном центре для иностранных студентов при Hochschule города Бремен), а на потоке в университете - 400.
С нами каждый преподаватель после уроков готов задержаться, объяснить или подискутировать, в университете же студенты предоставлены сами себе. С нашими преподавателями мы в любое время можем общаться по электронной почте или же за чашкой кофе в кафе, обсуждая то или иное направление деятельности Евросоюза (специальность у меня такая), в университете - преподавателей видят во время лекции и на экзамене.
Понимаю, что платное - есть платное. Но в Германии больше 30 различных стипендиальных фондов, попытать счастья у которых, наверняка будет не сложно. Я же, получив стипендию от DAAD, написала прошение на имя ректора своего университета в Германии, и университет сделал мне скидку на оплату обучения в размере почти 80%. Такое тоже случается. Год в Германии обошелся мне по цене года в Казахстане, но качество сравнить нельзя! И так считаю не только я.
Как оценивают немецкое образование казахстанцы?
Чтобы выбрать что-то, никогда целиком не полагайтесь на мнение чужого человека. Иначе вы рискуете получить результат, который вас не устроит. Однако и пренебрегать мнением людей, испытавших что-то на себе, тоже не стоит. Из фактов, собственного мини-исследования, а также сторонних мнений складывается общая картина.
А что думают казахстанцы о немецком образовании и о разнице между типами учебных заведений? Каковы минусы и плюсы, а также основные отличия немецкой образовательной системы?
Айнур Мукышева, 25 лет, магистратура по специальности "Менеджмент образования", Университет города Оснабрюк, стипендия "Болашак", окончила Павлодарский Государственный Университет, специальность - учитель немецкого языка: "Германия - страна изучаемого мной языка, имеющая хорошую традицию образования, вузы дают качественные и прогрессивные знания. Учусь в университете, система в принципе обычная: ректор, факультеты, деканаты, профессора. Отличие от нашей: больше самостоятельной работы студентов, развитие критического мышления и аналитических навыков, профессора не дают как у нас все готовое до мелочей, а здесь студент сам работает над темами, можно выбирать интересующие предметы".
Артур Гатин, 24 года, магистратура по экономике, Университет города Трир, стипендиат DAAD/OSI: "Я окончил Южно-Казахстанский Университет города Шымкента по специальности "МЭО".
Если быть кратким, то выбрал я Германию и немецкую систему образования из-за нескольких факторов: страна - одна из мировых лидеров в мировой экономике, следовательно, и образование в области экономики должно быть на соответствующем уровне, так как главный капитал Германии - это специалисты. Следующий, решающий фактор, - стипендиальные программы, предоставляемые немецкой стороной. Последний, но не менее важный - тесные политико-экономические взаимоотношения наших двух стран. Это, на мой взгляд, дает полной право думать о реальной возможности последующего трудоустройства в одно из совместных предприятий.
Говоря о плюсах и минусах университетской системы, могу сказать следующее. В общем, немецкая система образования находится в процессе долгого и очень медленного реформирования - в одних университетах уже ввели семестровые сборы, в других они только вводятся, одни ВУЗы уже перешли на систему Магистр/Бакалавр (их меньшинство), другие же только-только начинают переходить. В целом система университетского образования - это когда студент сам решает, что, когда, сколько, с кем, как долго и еще куча других подобных вопросов. Все это можно отнести как к плюсам, так и к минусам, смотря кто и как оценивает".
Салтанат Рахимжанова, 26 лет, магистратура по германистике, Дармштадтский университет, самофинансирование, закончила Кокшетауский Государственный университет им. Ш. Валиханова, диплом учителя немецкого языка и литературы: "Мне хотелось продолжить обучение по той же специальности и в магистратуре. Вопрос выбора страны для дальнейшего обучения решился быстро. Из всех немецкоязычных стран наиболее привлекательной была для меня Германия - море доступной информации, положительные отзывы друзей и знакомых, высокий рейтинг немецких университетов. Мне понравилось то, что у студентов здесь развивают самостоятельность: каждый сам строит свое расписание, посещает интересующие его лекции и семинары. Актуальные и разнообразные темы предлагаемых лекций и семинаров, качество и доступность учебной литературы, техническое оснащение обучения - все это создает самые благоприятные условия для эффективного обучения. Однако реформирование высшего образования в рамках Болонского процесса вызывает некоторую неразбериху с учебными программами и неуверенность среди студентов, начавших свое обучение еще по старым программам. Обновленные учебные планы являются причиной головных болей даже у самих доцентов, не говоря о нас".
Нурданат Беркингали, 29 лет, докторантура по медицине в Медицинской Хохшуле города Ганновера, специальность - врач-оториноларинголог, стипендиат "Болашак-DAAD", окончил Казахский Государственный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова: "Почему я выбрал Германию? Потому что немецкая медицина - одна из лучших в мире, а состояние нашей оториноларингологии просто "караул". Здесь я провожу исследование, защищаю докторскую, обучаюсь операциям, учебы как таковой практически нет. Наша Medizinische Hochschule имеет статус университета, несмотря на название (на английском звучит по-другому - Medical University of Hannover).
Система образовательная мне нравится, однако я все-таки против ее копирования (если говорить о нашей стране и перенимании опыта). Говорю это как отец. Не хотел бы, чтобы мои дети учились 12 лет и только к 25 годам становились молодыми специалистами. На то есть и другие причины. К примеру, малая продолжительность жизни в Казахстане. Всего 58.7 лет у мужчин и 68.9 лет у женщин. Кроме этого, малое количество трудоспособного населения, а с переходом на 12-летку в один год можно не досчитаться аж 80 тысяч выпускников.
Однако и плюсы свои есть. У нас после окончания института молодой врач может пойти в Институт повышения квалификации и за каких-то 3 месяца - он врач-специалист. Это просто нонсенс какой-то! Потом он идет работать в поликлинику и о последствиях можно только догадываться! Хорошо еще, если он будет добросовестным и целеустремленным, а чт, если его "съест бытовуха"?! Мне просто жаль его пациентов!
В Германии чтобы стать врачом-специалистом нужно пройти 5-летнее обучение (с зарплатой естественно), сдать экзамен и только потом (при успешном финале) получить право работать врачом. 5 лет работы - это не 3 месяца учебы. Это ежедневный тренинг, практика, совершенствование!".
От себя хотелось бы добавить - это вклад, который вы делаете сегодня в свое будущее. Но и его нужно делать с умом. Только тогда вклад принесет выгоду. Удачи!
Информационный центр DAAD
ул. Пушкина, 111/113, ком. 18
050000 Алматы/Казахстан
Тел. 8 - 3272 - 93 90 35, 8-705-194 8211
http://www.daad.kz