За Республику Казахстан отдали свои голоса представители 138 государств из 193. И это обстоятельство наполняет меня чувством радости. Значит, нас признали в мире. Но к радости примешивается и опасение. Теперь с нас особый спрос, и не только с Президента страны. Членство в Совете Безопасности ООН, пусть даже в качестве непостоянного члена, налагает ответственность на всех граждан, как бы это пафосно ни звучало. И вот здесь ждут подводные рифы. Ведь даже образованные люди не совсем понимают, зачем нам новый статус, а между тем избрание Казахстана непостоянным членом Совета Безопасности есть не что иное, как новый виток в признании международной субъектности страны. И это главное.
Стоит вспомнить, что мы стали членом ООН в марте 1992 года – практически через три месяца после провозглашения государственной независимости. Более того, мы оказались первыми из 8 постсоветских республик, кому дали рекомендации по вступлению в члены ООН. И пусть Республика Казахстан стала 168-м государством – членом ООН, непостоянным членом Совета Безопасности избрали именно нашу страну – первую из республик Центральной Азии. И как не вспомнить в эти дни отечественных дипломатов, благодаря которым и состоялось это историческое событие.
Особняком здесь стоит Акмарал Арыстанбекова: не только одна из первых женщин – министров иностранных дел, но и первый постоянный представитель РК при ООН. Именно она стала тем посланцем Казахстана, кто получил документ о вступлении нашей страны в ООН. Сегодня, с высоты наших дней оглядываясь назад, думаю, что была глубокая символика в том, что именно женщина стала тем человеком, по которому в мире узнавали о нашей стране, судили о нас, казахстанцах. Отрадно, что положительные отзывы о стране звучали в те годы и благодаря Акмарал Хайдаровне – умной, образованной, владеющей иностранными языками, тактичной, словом, настоящему дипломату.
Эстафету подхватил один из самых блестящих дипломатов – Касым-Жомарт Токаев, также достойно представлявший Казахстан на международной арене. И вот сейчас, когда МИДом руководит Ерлан Идрисов, состоялось событие, которое, по словам г-на Токаева, можно назвать “исторической победой отечественной дипломатии под руководством главы государства и ярким примером того, что мы являемся страной с конструктивной политикой, известной всему миру”.
Кого-то смутил статус непостоянного членства. Но за год, который Казахстан проведет в этом качестве, он имеет такие же права, как и постоянные члены Совета Безопасности. Более того, отныне при рассмотрении весьма важных проблем голос нашей страны будет звучать не просто весомо, но в определенной степени от него будет зависеть принятие решений. А это значит, что даже после окончания срока пребывания в Совете Безопасности Казахстан будет иметь иной уровень общения с миром.
Почему именно Казахстан выбрали, хотя были и другие претенденты? На этот вопрос можно ответить по-разному. Лично мне кажется, что это признание заслуг нашей страны, персонально главы государства по созданию безъядерного мира. Возможно, я ошибаюсь, но как хочется верить в такое. Мне хочется гордиться своей страной, в которой стабильность – самое привлекательное, что есть сегодня. Об этом говорит и Нурсултан Назарбаев: “Стабильный и безопасный мир – это то, чего мы хотим для всех своих граждан и детей”.
Но для того, чтобы так и было, видимо, нужно не просто хотеть. Качественные дороги, достойные пенсии и зарплаты, оборудованные детские площадки и многое другое – именно то, из чего и складываются, как мне кажется, стабильность, безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Без такого трудно говорить о чем-то другом. Кстати, увеличение инвестиций – из этого же ряда.