Хочешь открыть новое в искусстве? Отправляйся на лесоповал!

Игорь Гущин – художник уникальной авторской трансцендентальной живописи. Смотришь на его работы и улетаешь в иные миры, как бы зависаешь во времени и пространстве. И очень хочется проникнуть за пределы реальности, увидеть то, что скрыто от людских глаз.

Его работы украшают Кипрский музей современного искусства тюркских народов (г. Никосия), музеи Тбилиси, Риги, Санкт-Петербурга. Они есть и в частных коллекциях в США, России.

Художник родился и вырос в Вологде, окончил художественную школу, промышленное училище (резьба по дереву), творческие курсы. В середине 80-х приехал в Ленинград поступать в театральный институт. Много общался с местными художниками, писателями, поэтами, блокадниками, что оставило в памяти свой след. Пока готовился к экзаменам, выучил наизусть книгу знаменитого режиссера, актера и педагога Константина Станиславского, выпущенную в 1937 году. Не поступил, но остался жить и работать в городе на Неве.

С 2015 года Гущин живет и творит в Алматы, является членом Евразийской творческой гильдии (г. Лондон), членом Санкт-Петербургской академии художеств им. Державина и других сообществ.

– Станиславский говорил: чтобы играть какую-то роль, нужно вживаться в своего персонажа полностью, – вспоминает художник. – Если ты играешь бабочку, забудь, что ты – человек, что у тебя есть руки, ноги, полностью перевоплотись – почувствуй легкие большие крылья, длинные усики… То же самое касается других ролей. Когда я рисую, автоматически перехожу на медитативный уровень, полностью окунаюсь в другое измерение, растворяюсь в нем. Это интересный опыт, когда ты начинаешь видеть другой мир глазами не земного человека, а, например, инопланетянина. Или смотришь на мир с точки зрения Вселенной.

– Сработал и такой момент, – продолжает художник. – Когда-то я учился академическому рисованию на курсах в училище. После был сложный период – 90-е годы, надо было работать, у меня ребенок родился. Я бросил карандаши, кисточки на несколько лет. Рубль был тяжелый, приходилось пахать – загружать вагоны. Закинул 300 мешков по 50 килограммов – 300 рублей заработал. Однажды из Бразилии приехали клиенты, увидели у кладовщика мой акварельный рисунок, захотели его купить.

Через пару лет после этого я вдруг взял кисточки и стал иначе рисовать, полностью вырвался из академической школы, потому что поменялись я, мое бытие, внутреннее состояние.

Понял: хочешь открыть что-то новое в искусстве – полностью убери себя сегодняшнего и поменяй всю жизнь. Например, художник ищет новый способ техники, и у него ничего не получается. В таком случае я бы посоветовал уехать в труднодоступные места, месяц пожить вне цивилизации, потрудиться, например, на лесоповале. Ты устанешь, измучаешься, но в тебе за это время вырастет какое-то качество. Это как вино – чем дольше стоит, тем ароматнее, крепче. Так же и наша душа. Трудности необходимы, через них человек становится крепче, духовнее, человечнее. Для себя я это открыл в числе прочего и через книги, которые читал, – религиозные, философские, эзотерические.

Был и такой эпизод в моей жизни. Я окончил курсы, работал с керамикой. Зарплату нам не выдавали – дело было в 90-х. Мне дали ящик моих чашек – как хочешь, так и продавай. Я понес их в Эрмитаж, и там у меня всё купили в сувенирный отдел.

– Вы рисуете интересные вещи: капля крови, воды под микроскопом, трава в разрезе. Увлекались ботаникой, биологией?

– Это удивительный случай. Мне было лет 19, когда я нашел на улице советский тяжелый микроскоп. Посмотрел – линзы на месте. Почистил и стал разглядывать лист дерева, муху, пластинку… Я увидел иной мир, который заинтересовал. Понял – как же мало мы знаем наш мир! Человеческое тело – маленькая планета. Если посмотреть на каждого из нас под микроскопом, то у нас есть свои “жители”, которых мы не видим обычным глазом. Там, в организме, тоже идет свое движение, какая-то война, борьба за жизнь…

Алматы