Хлеб всему… головная боль!

Выступая на совещании, министр сельского хозяйства проинформировал коллег о ходе уборки. По его данным, хлеб убран более чем на половине площадей. И если погода не накатит на селянина дождиком, уборка завершится во второй декаде сентября.

Однако есть проблемы. И связаны они, как ни странно, с повышением цен на зерно.

– Идет увеличение мирового потребления пшеницы, – пояснил Ахметжан Есимов. – Все это в конечном итоге обусловило резкий скачок цен на зерно во всем мире.

Что в свою очередь повлекло за собой повышение цен уже на рынке Казахстана. Так, продовольственная пшеница за последние три месяца подорожала со 120 до 200–210 долларов.

– С одной стороны, для товаропроизводителей это хорошо, – рассуждал министр, – но это же, естественно, привело к росту цен на муку.

По данным минсельхоза, цена на муку 1-го сорта с начала текущего года выросла на 19 тенге, на хлеб пшеничный – на девять тенге и на пять тенге – на буханку хлеба.

– Но если сравнивать наши цены с ценами, которые существуют в СНГ, они самые низкие, а если сравнить с Россией – у них 64, у нас 37 тенге, – отметил Ахметжан Есимов.

Примечательно, что идеология подхода министерства к процессу ценообразования в хлебопекарной отрасли стала претерпевать некоторые изменения.

– Бутылка минеральной воды стоит 70 тенге, а хлеб надо вырастить, вспахать, и так далее – огромные затраты! – поделился наблюдениями глава минсельхоза. – Я хочу сказать, что хлеб должен иметь достойную цену. Не будет достойной цены на хлеб – никто бережно к хлебу относиться не будет. И будет то, что мы уже проходили: хлеб становится дешевле, чем корм, и скармливается скоту как корм. Или же будет вывозиться в Россию.

В то же время в минсельхозе видят, что хлеб продолжает оставаться “социальным продуктом”. И, естественно, стараются найти баланс между интересами производителя и потребителей.

– Меры, которые на местах принимаются, разные: иногда рыночные, иногда не рыночные, – откровенно признался Ахметжан Есимов. – Но искусственно сдерживать цену на хлеб тоже, наверное, не надо.

Медленно, но верно до местных акимов доходит, что держать цену на хлеб на одном уровне и для богатых, и для малоимущих – рыночный нонсенс. В Павлодарской области пенсионерам хлеб отпускается по 25 тенге.

Однако только ли ажиотаж рынка толкает хлебопеков к повышению цен на “социальный продукт”? Похоже, что недостаток муки также спровоцирован алчностью ее экспортеров.

– В августе союз мукомолов поднял шум, что нет зерна для производства муки, и в августе же было экспортировано 91 тысяча тонн муки, – констатировал министр. – По экспорту муки Казахстан вышел на первое место в мире. Но я это говорю не как о достижении.

Итог дискуссии подвел вице-премьер Умирзак Шукеев:

– Цены на мировых рынках растут, и мы уважаем труд хлеборобов, они имеют право заработать. Но хлеб является нашим стратегическим товаром, и мы должны принять ряд защитных мер.

Защитные меры видятся в обеспечении стабильного закупа зерна у крестьян. Акимам поручено, “взывая к патриотизму”, агитировать производителей отдавать зерно Госпродкорпорации. Тем более что цена – 200 долларов за тонну – вполне приемлемая.

Алихан САЛБИЕВ