Хит-парад спортивного лета

Летом профессиональный бокс спасли от скуки два боя в среднем весе. Сначала Мигель Котто смел с ринга Серхио Мартинеса и стал чемпионом мира по версии WBC. Спустя 50 дней веский ответ на вопрос, кто самый крутой в этой категории, дал Геннадий Головкин.

Казахстанцу понадобилось менее трех раундов, чтобы разгромить австралийца Даниэля Гила, которого считали самым опасным соперником в карьере. За два с небольшим раунда у Гила не получилось ничего. Хватило его ненадолго. Гил побывал на полу во втором раунде, а в третьем, после второго нокдауна, отказался продолжать драться. Уже потом австралиец начал рассказывать, что судья его неправильно понял, а то бы он… Но выражение его глаз после удара GGG – потухшее, в которых не было жизни, говорит: рефери все сделал правильно. Не стоило омрачать праздник похоронами.

После яркой победы Геннадий столкнулся с большой проблемой. Ему все труднее найти подходящего соперника на бой. Австралиец Солайман заявил, что нашел для себя “более интересный вариант”, имея в виду поединок против Тэйлора, которого кто только не бил, у которого нет титулов. Прекрасная альтернатива!

Другие обладатели поясов также не желают с Головкиным биться. Если перевести реплики менеджеров Куиллина и Котто на нормальный язык, то получится следующее: “Боксировать с GGG – большой риск. Так заплатите нам за него!”.

Пока все аккуратно отходят от Головкина подальше, а WBA на пустом месте создает в среднем весе сразу трех чемпионов, казахстанец решил не ждать у моря погоды. 18 октября в США он проведет бой против Марко Антонио Рубио. Мексиканец – совсем не тот парень, который будет ломаться и сдаваться. Он бьется до конца.

В ночь с 28 на 29 июня олимпийский чемпион Бахтияр Артаев сходил в ночной клуб, о чем наверняка жалеет по сей день. Жительница Астаны Айсулу Ибрашова обвинила боксера в том, что он ее избил, и подала заявление в правоохранительные органы.

В этой истории не было ничего хорошего. Начавшись с полоскания имени олимпийского чемпиона, она переросла в дискуссию о том, что все равны, а кто-то равнее. Затем история трансформировалась в осуждение женщин, “которые гуляют где-то по ночам”. Соратники Артаева смаковали подробности интервью бывшего мужа Ибрашовой, а последовательницы Айсулу искали происки мужчин в любом заявлении. В этой истории не было побед и наказаний: в возбуждении уголовного дела заявительнице было отказано, Бахтияр отправился на учебу в Лондон. А осадок остался.

Эта история, кстати, показала, что несколько месяцев президентский профессиональный спортивный клуб “Астана” был фактически без руководителя. По официальной информации, Артаев покинул эту структуру в апреле. И только в августе назначили нового директора. Им стал еще один олимпийский чемпион – Владимир Смирнов.

Владимир Михайлович, позвольте дать вам один совет: держитесь подальше от столичных ночных клубов. На всякий случай.

Почти три недели Александра Винокурова пытались втянуть в два разных конфликта, которые вполне могут иметь одну основу: успехи велоклуба “Астана”.

Сначала президент Международного союза велосипедистов Куксон призвал Винокурова признаться в употреблении допинга в 2007-м, а затем бельгийская пресса расписала, что прокуратура Льежа обвиняет нашего олимпийского чемпиона. Мол, в 2010 году он “купил” гонку у россиянина Александра Колобнева за 150 тысяч евро.

Винокуров же после своего феноменального успеха в Лондоне работает генеральным менеджером “Астаны”.

30 июня в Астане прошел один из главных турниров года – “Қазақстан Барысы”. Назвать итоги сенсационными язык не поворачивается, потому что это не отразит всех невероятных событий, что произошли на арене.

В полуфинал не вышли главные звезды: Бейбут Ыстыбаев и Айбек Нугымаров, а в финале главный приз оспаривали борцы, которых фаворитами не считал никто. Можно смело заявить: благодаря событиям четвертого сезона “Қазақстан Барысы” обрел новую интересную жизнь. Раньше казалось, что результаты прогнозируемы и в ближайшие годы будут выигрывать большие и тяжелые: Ыстыбаев, Нугымаров, Рыскул. Как вдруг появились молодые, худые и задорные, которые взяли своей хитростью, скоростью и азартом. Вес чемпиона Мухита Турсынова – 95 кг. Финалист Асыл Барменов чуть тяжелее – 97 кг. Даулетхан Жакупов, который стал четвертым, вовсе весил 83 кг!

В следующем году “Қазақстан Барысы” станет еще интереснее. Сможет ли Турсынов побеждать благодаря тактической гибкости? Возьмут ли реванш Ыстыбаев или Нугымаров? Как проявит себя Барменов? Какой сюрприз преподнесет Абдразаков? Это те вопросы, которые превратят состязание тяжеловесов в невероятно интригующее противостояние.

А еще минувшим летом Алматы официально утвержден Международным олимпийским комитетом городом-кандидатом. В июле 2015-го станет ясно, кто примет зимнюю Олимпиаду 2022 года. Претендентов всего три: мы, Пекин и Осло.

В Казахстане уже строят амбициозные планы, говорят об исключительной пользе данного мероприятия, а также о том, что не нужно быть меркантильными.

После того как я объехал пол-Алматы, чтобы заправить машину дефицитным дизельным топливом, в моей голове поселились крамольные мысли: “А что если вместо денег на Олимпиаду вложиться в строительство НПЗ? Детских садиков? Школ? Больниц?”. А потом представил чеканные лица наших спортивных руководителей, курирующих их высоких людей, бюджетные миллиарды, уходящие на строительство объекта социальной важности – санно-бобслейной трассы. И я понимаю: Олимпиаде в нашей стране быть.

Теперь в нашей стране нет уполномоченного органа, занимающегося исключительно вопросами спорта. Зато в наличии – новоявленное Министерство культуры и спорта.

Поскольку первой в названии министерства значится культура, то, вероятно, она и будет приоритетной в деятельности ведомства. Можно предположить, что вскоре все спортивные мероприятия в стране будут проводиться под аккомпанемент классической музыки. Моцарта или Шуберта. Кстати, министр культуры наверняка постарается встретиться с президентом МОКа Томасом Бахом.

На всех спортивных мероприятиях, возможно, будут присутствовать специальные люди в штатском, которые станут учить болельщиков, спортсменов и тренеров культурным кричалкам. Новый главный тренер хоккейного клуба “Барыс” Андрей Назаров, чья реплика в перерыве матча с “Авангардом”, говорят, потрясла даже Сергея Шнурова по концентрации мата на одно предложение, должен призадуматься.

Если же говорить серьезно, то казахстанский спорт из года в год преследуют перемены. То ведомство реорганизуют, то начальство сменят. С 2012 года по настоящее время спортивной организацией руководили уже три человека. Нынешний глава Минкультспорта – четвертый. Самое главное, чтобы от этих перестановок и изменений был толк.

В июле в Казахстане был принят новый Закон о спорте. Предыдущий документ, регламентирующий деятельность в сфере физической культуры и спорта, датирован еще прошлым веком – 1999 годом!

При чтении нового обширного закона неоднократно приходишь к мысли, что в нашей стране нет культа олимпийской медали. А культ олимпийского чемпиона есть. Так, за золото спортсмен получит трехкомнатную квартиру. Обладатель серебра, согласно закону, получит двушку. Ну а тот, кто выиграл бронзу, будет вспоминать об этой награде в своей уютной однокомнатной квартире.

Стоит отметить, что это нововведение не распространяется на тех атлетов, кто завоевал медали до принятия закона.

Минувшим летом стало известно, в каком болоте находится казахстанский футбол. Наши клубы, может, и могут уже не позориться в еврокубках, но порядка в них нет и не предвидится.

Простой журналистский запрос в МВД выявил, что защитник костанайского “Тобола” Никола Тонев не является гражданином Казахстана. Хотя этот парень бегал с мячом по нашим полям как казахстанец, не считаясь легионером.

В этой ситуации было скверно почти все. И трусливая позиция клуба, который возложил всю ответственность на игрока и его агента (хотя кто как не руководители ходатайствовали о том, чтобы игрока зарегистрировали на длительный срок?), и вранье футболиста, который дал интервью как новый казахстанец, а потом сказал полицейским, что у него не было и нет казахстанского паспорта. Скверным выглядела и позиция Федерации футбола Казахстана. Руководитель профессиональной футбольной лиги Михаил Гурман вместо того, чтобы экстренно проверить подлинность гражданства, ограничился констатацией, что кто-то выложил в “Фейсбуке” фото паспорта Тонева, признанного фиктивным. Контрольно-дисциплинарный комитет ФФК принял решение только после того, как итоги первого этапа чемпионата Казахстана были утверждены и никто их не мог пересмотреть. Само же решение оказалось тоже своеобразным. Получив ответ от МВД, что документы Тонева поддельные, федерация пожизненно дисквалифицировала его, а “Тобол” оштрафовала на 3 очка. Вместо того чтобы сидеть и радоваться, что санкции оказались столь мягкими, костанайский клуб подал… апелляцию.