"Химия" для шубы

Рекламные станицы местных газет пестрят объявлениями - гражданам предлагается сдать потрепанные норковые манто и пожелтевшие кроличьи шубки в химчистку, и за три рубля получить назад вещи как из магазина.
Заманивают такие пиар-тексты, как правило, красивыми и громкими фразочками вроде "чистку производит квалифицированный специалист согласно немецкой технологии". И горожане ведутся, как мыши на бесплатный сыр, умножая капитал бизнесменов-чистильщиков и наживая проблем, ведь не многие услугодатели, положа руку на сердце, добросовестно выполняют обещания, данные в рекламе. "Хорошую" репутацию в этом смысле заработало одно из ведущих учреждений города.
Простирнули
Жительница Темиртау Нина Крашевская решила обновить стриженого бобра. Рукава и подол новой шубки роскошного молочного цвета стоимостью 200 тысяч тенге за прошлый зимний сезон слегка загрязнились - вещь была сдана в известнейшую химчистку Темиртау. Приемщица была сама любезность: "Сейчас я выпишу вам чек, и все будет в порядке". Казалось, ничего не предвещало беды. Взяв квитанцию и отсчитав в кассу ИП 4,5 тысячи тенге, женщина отправилась домой. Однако, вернувшись за любимой шубой, испытала настоящий шок.
- Это было ужаснейшее зрелище, - рассказывает потерпевшая. - Еле заметная серость сменилась большими черными пятнами аккурат в нижней части шубы и на рукавах, подол "плясал", мех издавал стойкий запах уксусной эссенции, а все застиранные части визуально и наощупь напоминали ткань плюшевой игрушки, раз эдак пять прополоснутой в порошке и накрепко выжатой. Нетронутые "специалистами" части шубы разительно отличались от обработанных химикатами, они по-прежнему оставались мягкими и пушистыми - одна ворсинка к другой.
После долгих уговоров приемщица согласилась дать Нине телефон хозяйки заведения - некоей Карлыгаш А. "Что там у вас случилось? Я у зубного, подъехать не могу. Мы обязательно перечистим вашу шубу", примерно так, со слов Крашевской, женщина истолковала безразличие к горю своей клиентки. Нина наотрез отказалась от повторной чистки меха и настояла на встрече с владелицей предприятия.
Антиреклама
На следующий день, ровно в назначенный час, Нина Крашевская была в химчистке, рядом с по-боевому настроенной подругой Галиной К. Приемщицы не оказалось на месте. Полную тишину, обусловленную отсутствием людей в химчистке, нарушил какой-то мужчина.
- Я только спросила, где можно найти хозяйку, - говорит Галина К., - и понеслось! "Да кто ты такая? Чо тебе здесь надо? Пошла вон! Я представитель власти! Вам всем здесь мало не покажется!". Меня не оставляло чувство, что вот-вот он кинется с нами в драку. Позже выяснилось что мужчина - супруг хозяйки, бывший сотрудник органов внутренних дел, подполковник полиции в отставке. Женщина открыла двери нараспашку, чтобы все слышали, как он кричит.
Тут надо пояснить, что химчистка занимает одно из подсобных помещений большого магазина детских товаров, поэтому клиенты "бэбиленда" нечаянно стали очевидцами потасовки. Стоит подчеркнуть, что не в первый раз.
- Продавец заболела, и в течение двух месяцев мне приходилось торговать самой, - рассказывает Наталья, собственница отдела игрушек. - Чего я только тут не наслушалась! В день по нескольку раз обманутые горожане устраивали в химчистке скандалы, проклинали весь магазин, рыдали и ругались матом, отпугивая наших маленьких покупателей и их родителей.
- Эта химчистка подрывает авторитет всего магазина, и ее размещение здесь совсем нежелательно, - высказала свое мнение Татьяна, хозяйка отдела джинсов и спортивной одежды. - Серьезные скандалы происходят два-три раза в месяц, и почти ежедневно - незначительные. В основном слышатся оскорбления в адрес самих же пользователей услугами химчистки, доверивших свои пальто и дубленки "умельцам".
Дубль два, дубль три
Нина и Галина не стали пререкаться с мужчиной, вышли в фойе. Подошедшая приемщица сообщила подругам, что шубу Крашевской чистят снова, и предложила приехать за ней еще через какое-то время. Но и на этот раз вещь не стала ни на йоту чище, а ее общий вид только ухудшился. Подруги оставили шубу и немедленно выехали к адвокату. Спустя несколько часов после консультации юриста, женщины вновь посетили химчистку, только теперь уже с жесткими намерениями - составить свидетельские акты изъятия шубы.
- И что вы думаете! На этот раз к нам вышла уже дочь хозяйки и с невозмутимым видом произнесла: "Извините, но ваша шуба в третий раз подвергается химической обработке",- говорит Нина Крашевская.
- У них здесь целый семейный подряд, - рассказывает хозяйка отдела джинсов Татьяна. - Жена открыла химчистку, она и есть тот самый специалист, о котором "поется" в рекламе, технолог с сорокалетним стажем работы, часто ей помогает дочь. Из всего оборудования в предприятии бытового обслуживания - стиральная машинка даже не новой модели и гладильная доска, все продавцы "детского мира" видели это "оборудование" своими глазами, поскольку туалетная комната магазина располагается рядом со входом в химчистку. Муж, бывший полицейский, учредил здесь же юридическую контору - видимо, для защиты бизнеса от недовольных клиентов.
Привет из прекрасного далека
Нина Крашевская забрала шубу при свидетелях и обратилась в суд. В исковом заявлении женщина просила взыскать с предпринимательницы, которую так и не увидела в глаза, за испорченную шубу, за моральный ущерб и за услуги адвоката. Прошло уже несколько судебных заседаний, одно из которых супругу хозяйки, по нотариальной доверенности представляющему ее интересы в суде, удалось сорвать.
- Он называл потерпевшую аферисткой и заявлял, что Крашевская появлялась в химчистке в нетрезвом состоянии. Однако, суд учел все его доводы голословными, поскольку ответчик не предоставил официальных медицинских документов, подтверждающих его обвинения, - рассказывает адвокат потерпевшей Оксана Зинягина. - Кроме того, мужчина заявлял, что своими действиями Крашевская спровоцировала у хозяйки химчистки обострение сахарного диабета, ответчик также обвинил судью в предвзятости и покрытии интересов истицы.
С клятвами, что он обязательно пожалуется президенту, мужчина выбежал из зала суда. Крашевская держится стойко, она уже нашла доказательства того, что ее одурачили далеко не единственную, эти факты могут способствовать благополучному для нее исходу судебного разбирательства.
- Я дала объявление на кабельное телевидение - "лиц, пострадавших от такой-то химчистки, прошу откликнуться". Первой позвонила бабушка, которая несколько лет назад попала в больницу с сердечным приступом, увидев свое севшее на несколько размеров пальто, почищенное в этом же ИП. Пролистав подшивки номеров темиртауской газеты "Металлург" за прошлые годы, я нашла статью от 22 ноября 2007 года, в которой некая Н.Осипова жалуется: "В химчистке "N" (этой самой, в "Детском мире") мне испортили шубу. Когда я стала предъявлять претензии, хозяйка устроила истерику и начала говорить, что у нее муж подполковник, и она никого не боится". На письмо читательницы тогда отвечала председатель Общества по защите прав потребителя, ныне покойная, Аида Безрукова, - рассказывает Крашевская.
Дела давно минувших дней вспомнила и Ирина Баланюк, проходящая свидетельницей по гражданскому делу Н. Крашевской.
Еще одна история
Мутоновый полушубок светлого оттенка Ирине подарил супруг Юрий, в центральном магазине Темиртау мужчина купил его за 60 тысяч тенге. Жена была вне себя от радости, подруги завидовали - вещь сидела на Ирине идеально. Через сезон женщина обратилась в химчистку - требовалось почистить затершиеся места у карманов и края рукавов.
- То, что мы увидели после обработки - больше напоминало жеваную тряпку, - рассказывает Ирина историю трехлетней давности. - Шубу постирали целиком и, по-видимому, в обыкновенной стиральной машине с высоким уровнем отжима. Не заискивая и не прячась, нам объявили, что полушубок останется в таком же состоянии и шансы на его восстановление равны нулю. Владелица предприятия ткнула нам в нос чеком, заполненным приемщицей. Я была поражена окончательно. Там черным по белому было написано - "износ вещи на момент приема в химчистку - 75%"
- У них система такая, что ли. Вместо того, чтобы фиксировать уровень загрязненности, приемщица указывает проценты изношенности. Но это две разные вещи. Что случись - специалисты химчистки не при чем - ведь вещь-то якобы была ношенная-переношенная, - говорит пострадавшая Нина Крашевская.
Большой ошибкой четы Баланюк было то, что они забрали полушубок домой. Долгие мытарства в поисках доказательств вины хозяйки химчистки и не увенчались успехом. В других химчистках так и не взялись реанимировать мутон, вот уже несколько лет он висит в комиссионке города Караганды, и вряд ли Ирине и Юрию удастся выручить от его продажи хотя бы половину начальной цены.
Послесловие
Законный представитель хозяйки химчистки подал жалобу на Крашевскую Н.В. по факту хулиганства и мошенничества, ему рекомендовано обратиться с иском в суд в гражданском порядке.
Скоро состоится очередное заседание суда, где будет назначена экспертиза шубы Нины Крашевской.
- Положительные результаты экспертизы, то есть признание экспертами наличия повреждений на шубе и подтверждение ими того, что эти повреждения стали результатом химической обработки, будут свидетельствовать о наилучшем результате тяжбы для Крашевской, - говорит адвокат Оксана Зинягина.
Нина Крашевская, намеренная прекратить произвол, чинимый владельцами химчистки, написала заявление в прокуратуру по вопросу распространения заведомо ложной рекламы относительно услуг, производимых конкретным учреждением. Заявление было переадресовано в финансовую полицию города Темиртау и сейчас находится на рассмотрении.
Совет дает независимый юрист С. Орлова:
- Принося вещи в химчистку, вы должны поинтересоваться у приемщика, каким методом их будут чистить. Кроме того, вы можете попросить расшифровку символов по уходу за изделиями, узнать обязанности клиента и услугодателя. О квалификации химчистки вы можете расспросить сразу при так называемой приемке вашей вещи. Например, если на вашей вещи нанесена маркировка "F в кружочке", а химчистка не располагает соответствующими технологическими возможностями, то вещь не должна приниматься.
В квалифицированной химчистке вашу вещь осмотрят и укажут на недостатки и слабые места и предупредят о возможных негативных последствиях чистки. А вы уже сами решите - отдать вещь в чистку или нет. При приеме вещи вам дают квитанцию, где указываются все недостатки вещи и возможные последствия чистки. В этом случае, если в результате чистки ваша вещь действительно потеряет товарный вид в соответствии с написанным предупреждением, вы никаких претензий по этому поводу предъявить не сможете. Вы вправе не подписывать квитанцию и отказаться от услуг данной химчистки, если они не могут вам гарантировать сохранность вещи. Поэтому, прежде чем подписывать квитанцию, внимательно прочитайте ее. Помните, квитанция является вашим договором с предприятием бытового обслуживания. Незамеченное вами слово может обернуться выдачей вам испорченной вещи и невозможностью впоследствии доказать вину химчистки и возместить причиненный вам ущерб. Если квитанция написана неразборчиво, вы можете потребовать, чтобы ее переписали.
Очень важно при покупке вещи тщательно ее изучить. На внутренней стороне вы непременно должны увидеть маркировочную метку, содержащую информацию для потребителя. Например, на качественной вещи указывается страна-изготовитель, штрих-код товара, состав волокна. На внутренней стороне изделия обязательно должна присутствовать метка с символами по уходу. То есть, стирка, отбеливание, глажение, чистка. Это действительно очень важно, ведь многие химчистки сетуют на то, что большинство их проблем с недовольными клиентами вызвано некачественной одеждой. Нестойкая покраска изделия, низкокачественные и плохо подобранные шкуры для замшевого пальто и, наконец, несоответствие маркировки на ярлыке тем правилам по уходу, которым действительно надо следовать - это лишь некоторые из отличительных особенностей некачественной одежды.
К сожалению, многие потребители решаются воспользоваться услугами химчисток только в крайних случаях, когда посажено пятно или вещь была ношена несколько сезонов. В этом случае вы должны понимать, что даже после химчистки ваша вещь никак не будет выглядеть идеально - так, как в первый день покупки.
Не забывайте, что таких случаев у вас было бы меньше, если бы вы внимательнее относились к вещам уже при покупке или хотя бы на приемке в химчистке.