Чиновник всегда найдет отговорку?
Автомонстры по-прежнему утюжат центральные улицы южной столицы. Кстати, в июне прошлого года в Алматы насчитывалось 219 “Хаммеров”, а на сегодняшний день их количество возросло до 230. Но кроме них по Алматы колесит множество других джипов, не уступающих “Хаммерам” ни в массе, ни в размерах, ни в объеме двигателя.
Мы обратились в пресс-службу акимата города, чтобы выяснить, почему проигнорировано предложение главы государства? Ответа так и не дождались.
Зато в приватной беседе один из служащих акимата, взяв с нас слово его не называть (как оказалось, тема “Хаммеров” в городской мэрии является запретной!), заявил, что двигатели новых джипов соответствуют нормам Евро-3 и даже Евро-4, а их шины – очень широкие и не наносят вреда асфальтовому покрытию.
В заключение собеседник привел “главный довод”: чтобы запретить “Хаммерам” и другим тяжелым автомобилям въезд в центр города, акимат должен вынести специальное постановление. Но оно якобы будет противоречить Конституции страны. Мол, владельцы этих машин решат, будто городские власти их дискриминируют. А слабо обратиться к московскому опыту, где автомобилям массой до определенного предела ездить по центру можно, а более тяжелым – нельзя!
Нечего на Конституцию пенять
Странно, ведь Конституция не мешает налоговому департаменту взимать налоги на тот же автотранспорт в зависимости от объема двигателя и это дискриминацией не считается. Или, например, правительство Москвы запретило въезд грузового транспорта в центр города. Это касается автомашин грузоподъемностью более 1,5 тонны. И для принятия этого решения Конституцию страны не меняли.
В Алматы частенько можно увидеть джипы, масса которых превышает вес той же “Газели” вместе с грузом! Впрочем, тяжеловесов хватает и кроме джипов. Так, чего стоят огромные четырехосные самосвалы китайского производства, рядом с которыми даже КамАЗ выглядит заморышем!
Все эти монстры нещадно чадят в центре Алматы и жилых кварталах. Так что одна из главных проблем Алматы – экологическая – неразрывно связана с транспортным вопросом.
Только зарегистрированных авто – 535 (!) тысяч
Депутат маслихата города Алматы, председатель комиссии по контролю за соблюдением законности Андрей МОРГУНОВ говорит, что на сегодняшний день в южной столице 535 тысяч автомобилей с городской пропиской!
– Кроме них в город ежедневно въезжает до 200 тысяч машин, владельцы которых проживают в различных поселках области, а работают в Алматы, – поясняет депутат. – А сколько в городе машин, прибывших из других регионов, – Южно-Казахстанской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областей – точно сказать не может никто. Их владельцы занимаются здесь частным извозом, но никаких налогов при этом не платят. Исправны ли их машины, на которых перевозятся люди?
В маслихате обсуждается вопрос о том, чтобы запретить иногороднему транспорту въезжать в Алматы. Предлагается на границе города организовать автостоянки, на которых приезжие будут оставлять свои машины. А сами пересядут на общественный городской транспорт. Но, подчеркиваю, этот вопрос находится в стадии обсуждения.
Проблема требует неотложного решения!
Естественно, от обсуждений воздух чище не становится. Однако впору радоваться уже тому, что наконец-то в городе стали задумываться о решении этой проблемы. Ведь с каждым годом в Алматы увеличивается количество больных онкологическими, сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями, множится количество аллергиков. Город нуждается в срочной экологической чистке!
КОМПЕТЕНТНО
Комментирует юрист Светлана ШАМЫЧКОВА:
– Действительно, по Конституции страны, никто не вправе ограничивать свободу передвижения граждан по ее территории.
Вместе с тем по закону маслихат города Алматы наделен соответствующими полномочиями на утверждение экономических и социальных программ, определение порядка благоустройства, санитарной очистки и т.д.
Следовательно, этот представительный орган может принимать решения в пределах своей компетенции по организации этих жизненно важных для горожан вопросов. Особенно учитывая крайне неблагополучную экологическую обстановку в Алматы. Другое дело, что это не должно сводиться просто к кампанейщине.
Опыт других мегаполисов, например, Лондона или Москвы, наглядно показывает, что всегда можно найти разумное и юридически обоснованное решение, не ущемляющее права граждан.
Олег ГУБАЙДУЛИН, Тахир САСЫКОВ (фото)