Некогда один из самых благоустроенных городков Южного Казахстана - шахтерский Кентау - с закрытием в 90-х годах градообразующего предприятия, Ачисайского рудника, погрузился в острейший экономический и социальный кризис.
Но если экономика и промышленность города начинают постепенно оживать, то жилищно-коммунальная сфера, особенно в теплоснабжении, отличалась в последние годы полным провалом. Причин тому было несколько.
Главная теплоцентраль города - ТЭЦ-5, имела огромные задолженности вкупе с почти полностью изношенным оборудованием. В не менее удручающем состоянии находились и внутриквартальные сети теплоснабжения.
Главной же проблемой теплоснабжения Кентау, коммунальные службы всегда называли множество пустующих квартир в многоэтажках города.
В период кризиса кентаусцы запирали свое жилье и подавались в поисках лучшей доли. Дело доходило до того, что в многоквартирных домах пустовало до 30 % квартир. Владельцы которых, естественно, не только не оплачивали за отопление, но и не проводили подготовку к зиме в виде опрессовки, промывки батарей и т.д.
Из-за этого, по уверению тепловиков, просто технически невозможно было обеспечить нормальное теплоснабжение всего многоквартирного дома.
Подобная картина с массой пустующих квартир сохранилась в Кентау и сегодня. Впрочем, не только отсутствующие хозяева грозят вновь обеспечить Кентау ледниковый период. Не менее актуальны и иные вопросы. В частности, в Кентау до сих пор не утвержден тариф на теплоснабжение, обсуждаемый еще с марта. В ближайшую сессию кентауского городского маслихата этот вопрос надеются "добить". Однако в настоящий момент из-за не определенного тарифа множество рабочих моментов в программе подготовки к зиме провисают.
К восстановлению ТЭЦ-5 (находящегося в долевой собственности у акимата и частного управленца), подключены не только отечественные, но и иностранные специалисты - из Китая и Узбекистана.
Правда, следует отметить, что специалистов из Ташкента пригласили потому, что китайцы не справляются с графиком работы. Вообще аким Кентау Жарылкасын Турабаев считает, что привлечение китайской компании к решению проблем теплоснабжения Кентау было ошибочным решением. Подведение первых итогов подготовки ТЭЦ-5 по плану намечено на 15-25 октября.
15 октября руководство ТЭЦ обещает провести пробный разогрев котлов теплоснабжения. К 25 октября планируется завершение ремонта силовых трансформаторов, электросилового оборудования и назначена первая подача электроэнергии от ТЭЦ-5.
Как отметил первый зам областного акима Ислам Абишев, проблемных моментов по подготовке ТЭЦ-5 несколько. Так, управляющая компания вполне грамотно проводит ремонт отопительных котлов, но у них нет лицензии на выполнение таких работ. Что, в конечном итоге, может привести к тому, что ни один компетентный орган не даст разрешение на пуск котелен.
Также для прокладки новой тепломагистрали из Китая уже доставлен весь комплект труб, и даже назначена дата монтажа. Однако до сих пор не проведена необходимая экспертиза самих труб.
- Такая неаккуратность в оформлении документального сопровождения работы очень чревата как для всей подготовки зимней кампании, так и для самого руководства ТЭЦ-5, - отмечает Ислам Абишев. - Если они не наведут порядок с лицензированием и документами, то акимат будет ставить вопрос о смене руководства на ТЭЦ-5.
Кроме того, между областным акиматом и собственником ТЭЦ-5 была достигнута договоренность о том, чтобы перевести на баланс бюджета все внутриквартальные сети. Этот момент, кстати, является принципиальным и в утверждении тарифов на отопление для ТЭЦ-5.
Однако владелец до сих пор также не спешит юридически оформить расставание с теплосетями. А власти, тоже юридически, не имеют права тратиться на подготовку частных магистралей, хотя собственник ничего не ремонтирует. А времени остается все меньше...
В результате хоть из бюджета уже и выделены средства на ремонт сетей, (в частности, на изоляцию труб), но все работы ведутся полуподпольно.
Еще одна проблема - железнодорожные пути Туркестан-Кентау. Именно по ним планируется доставка твердого топлива для Кентау. По отзывам как кентауских тепловиков, так и работников акимата области, гораздо легче пригнать состав с углем из Экибастуза в Туркестан, чем отправить его затем из Туркестана в Кентау (30 км).
На этой неделе областной акимат надеется получить от специалистов анализ состояния железнодорожного полотна Туркестан-Кентау и технической готовности подвижного состава. Причем, недостатка тепловозов, принципе, не наблюдается - их можно арендовать и на ж/д станциях "Туркестан", и "Арысь". А вот если выяснится, что железнодорожное полотно требует ремонта, то здесь просто волевыми решениями не отделаешься.
Есть теоретический вариант осуществлять ремонт в счет будущей прибыли по эксплуатации жд дороги Туркестан-Кентау. Однако рентабельность такого маршрута выглядит достаточно спорной. Скорее всего, по нему будет курсировать лишь один состав - тот самый, что перевозит уголь для ТЭЦ-5. То есть, платить придется опять же тепловикам, а значит, не обойтись без бюджетной помощи.
Что касается средств на закупку твердого топлива для ТЭЦ-5, то областной акимат четко обозначил свои позиции: на стартовый запуск отопления акимат выделил на возвратной основе деньги из бюджета. Уже оплачено порядка 10 млн. тенге (30 % предоплаты за 10 тыс. тонн угля). Этого запаса хватит приблизительно на неделю работы. Затем управленцы ТЭЦ-5 должны утвердить тариф и наладить сбор оплаты за теплоснабжение с населения. Именно за счет этих денег тепловики затем и должны осуществлять текущую заготовку топлива, равно как и расплачиваться со "стартовым" долгом перед бюджетом.
Из хороших новостей в теме теплоснабжения Кентау пока остается только одна - акимат ЮКО планирует выделить около 100 млн. тенге целевых денег на жилищные пособия малоимущим слоям населения Кентау.
Однако будут ли кентаусцы оплачивать этими жилпособиями реальное тепло в своих квартирах, либо эти деньги пойдут на латание дыр в отопительной системе Кентау безо всякой отдачи для потребителя, точно сказать сейчас никто не берется…