Казнить нельзя помиловать

В ролях: Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Сергей Гармаш, Виктор Вержбицкий, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев, Роман Мадянов.

Никита Михалков не снимал кино со времен “Сибирского цирюльника”. Поэтому, когда появилась информация, что режиссер начинает новый проект, она с ходу вызвала повышенный интерес. В дальнейшем градус внимания только повышался. Исходный материал: пьеса Реджиналда Роуза и фильм Сидни Люмета “12 разгневанных мужчин” – как интерпретирует его Михалков, учитывая, что прошло 50 лет. Актерский состав: что ни имя, то мастер – как уживутся они на одной съемочной площадке? Тема: вместо роузовского пуэрто-риканского парня, обвиняемого в убийстве отца, чеченский юноша, якобы зарезавший взявшего его на попечение российского офицера, – какую позицию займет не брезгующий политикой и в творчестве Михалков? Наконец апогея ожидание новой картины достигло, когда стало известно, что жюри Венецианского кинофестиваля впервые за шесть лет решило в дополнение к привычным наградам вручить “Специального льва” как раз картине Михалкова “12”.

И вот фильм на наших экранах. Двенадцати присяжным предстоит решить судьбу человека. Вина Умара налицо, наличествуют свидетельские показания, улики, орудие преступления и мотив. Проголосовать нужно единогласно, но и это не проблема, учитывая, что каждого из заседателей ждут свои дела. Однако ожидаемого единодушия не получается…

У Люмета проголосовавшим против был присяжный №8, сыгранный Генри Фондой. У Михалкова – присяжный №1 в исполнении Сергея Маковецкого. Поначалу он не имеет каких-либо конкретных аргументов против вердикта “Виновен”. Он просто считает, что нельзя так быстро, даже без обсуждения, определять судьбу человека. В завязавшейся дискуссии неожиданно открываются новые обстоятельства, и практически до самых титров остается неясным, чем же все закончится. Двенадцать мужчин спорят, срываясь на крик, ожесточенно и подчас жестоко.

Михалков не скрывает: его жюри присяжных – срез общества. Здесь интеллигент от науки, обучавшийся за рубежом маменькин сынок, старый еврей, ветеран войны и труда, человек из народа, лицо кавказской национальности, бывший партийный работник и т.д.

“12” – это два с половиной часа исключительно диалогов и монологов, лишь иногда прерываемых флэшбэками из воспоминаний Умара. “12” – это актерский фильм, где каждый из дюжины прекрасных мастеров исполняет свой разной продолжительности номер. К сожалению, мало Романа Мадянова, бледнее других выглядят Виктор Вержбицкий и Сергей Арцибашев, зато прекрасные соло выдают другие Сергеи – Маковецкий и Газаров, а также Михаил Ефремов. Ну а Сергей Гармаш просто неподражаем. Он показывает какой-то запредельный, неземной уровень мастерства.

Оставим в стороне шероховатости самого дела и ту легкость, с которой у присяжных из ниоткуда появляются новые улики и факты. Жюри пришло к единому мнению, и тут бы самое время ставить точку, однако слово берет присяжный №2 – герой самого Михалкова. Он предлагает новую задачу: если уж нести ответственность за свои решения, то не сиюминутно, а до конца. Правда, эта тема остается фактически нераскрыта: жюри вердикт не меняет.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com – 9,2 из 10. Оценка автора – 7,5 из 10.

Интересный факт

Актеров с разных точек одновременно снимали четыре камеры, чтобы никто даже не подумал расслабиться в кадре или вне его.