– Такую погоду только наши тазы могут выдержать, – показывает на буран за стеклом автомобиля кинолог Елена ХАРДИНА.
Мы едем в Уланский район, где тазятники области впервые решили устроить смотр казахских борзых. Беснуется метель, видимость – на расстоянии вытянутой руки. Как в такую погоду покажут себя собаки-аристократы?
За свою долгую историю порода тазы не раз оказывалась на грани исчезновения. Природа и селекция сделали из этих собак идеальных добытчиков. Азартных, выносливых, послушных.
– Тазы всегда были привилегией знати, – рассказала алматинский эксперт-кинолог Алевтина АЛЕЙНЕР. – Само слово “тазы” в переводе с казахского – “чистый”. Эти собаки не для скотоводов, а для заядлых охотников. Как только наставали тяжелые времена, становилось не до развлечений – так порода приходила в упадок. Потом снова возрождалась. Сейчас все больше людей интересуются тазы, и это замечательный признак – значит, в стране все благополучно.
Степь встречает нас снежным залпом в лицо. Собаки с нетерпением повизгивают, заглядывая в глаза хозяевам. Их переполняет азарт. Вот сейчас охотники оседлают коня, свистнут – и псы пулей рванут за дразнящими запахами…
– Казахская борзая – идеальный охотник, – рассказал житель села Ново-Канайка Даурен ТАНИКЕНОВ. – Я слышал от стариков, что с такими собаками здесь добывали больше половины всей пушнины. У тазы такой нюх, что могут держать след 10–15 километров! Даже ночью. Мой Сункар, если потерял след, все равно через 3–5 километров найдет! И потом держит зверя до тех пор, пока я не подъеду.
Даурен спускает красавца пса с поводка. Тот пружиной выстреливает к заснеженным сопкам.
– Третью скорость включил, – с улыбкой замечает охотник. – Считается, что у животных только две формы бега: либо быстро, либо долго. Тазы обладают третьей формой – могут бежать и быстро, и долго. Видите, собака будто катится, она легко берет по снегу хоть зайца, хоть лису.
Одно время кинологи – фанаты этой породы спорили чуть не до хрипоты. Алматинцы утверждали: на севере и востоке тазы, мол, “ненастоящие”, не вписываются в стандарт. Восточноказахстанцы возражали: это южные собаки чересчур мелкие. Сейчас, как заметила Алевтина Алейнер, споры наконец улеглись. Эксперты пришли к выводу: различия в породе продиктованы самой природой. Например, на юге республики водятся заяц-толай и мелкая лисичка-корсак, на Казахстанском Алтае – крупный заяц-русак и рыжая лиса размером с собаку. На юге снега немного, и лежит он недолго, на востоке – зима полгода.
– В зависимости от климата и условий сформировались разные типы тазы, – замечает эксперт. – И, в принципе, можно вывести лучшую собаку, универсальную. Еще более крепкую и резвую.
Сункар нарезает круги вокруг своего хозяина, позирует перед фотокамерой. Собака понимает: сегодня только прогулка, охота будет в следующий раз. В удачный день, по словам Даурена, его тазы способен взять 10–12 зайцев. И это не предел. Некоторые охотоведы утверждают, что казахские борзые брали за сезон 200–500 длинноухих.
– Тазы отличает уникальный интеллект, – говорит охотник. – Собака сама находит дичь, преследует ее, ловит. Я не раз наблюдал, как Сункар, казалось, бежит в противоположную сторону от зайца, а потом выходит прямо наперерез в идеальной точке, чтобы схватить добычу. Он преследует зверя со скоростью 50–60 километров в час! Где вы найдете еще такую резвую, добычливую собаку?
Издревле казахи называли тазы одним из семи сокровищ – жеты казына. Собакам разрешали жить в шатрах и юртах вместе с людьми. На зиму охотники готовили для них мешок из кошмы – чтобы не мерзли во время ночевки на охоте. О преданности тазы сложены легенды. Охотники утверждают: собаки готовы за хозяина сцепиться хоть с волком, хоть с медведем…
– Интеллигенты, аристократы среди собак, – заключает А. Алейнер. – Для тазы характерна высокая социальность. Они никогда первыми не начинают конфликт, в стае всегда четкая иерархия, никто никого зря не обижает, не лезет в драку. На охоте собаки сами распределяют роли: одни выгоняют зверя, другие работают на подстраховке, третьи идут наперерез.
Следующий год для казахской борзой должен стать знаковым. Впервые в календаре Союза кинологов Казахстана определена дата национального смотра тазы – первое воскресенье ноября. Это значит, что в Восточный Казахстан съедутся все именитые тазятники. Лучшая из пород – сокровище нации – получит новый импульс к возрождению.
Настоящая тазы – это серьезные денежные траты для владельца. По словам экспертов, в среднем только на корм и витамины для одной собаки уходит не меньше 30 тысяч тенге в месяц. А ведь опытные охотники держат по 2–3 борзых. Плюс обязательно нужны прогулки в степи, в поле – чтобы тазы могли выплеснуть энергию, потренироваться. Значит, не обойтись без внедорожника.
Восточно-Казахстанская область